Взаимосвязь объекта и предмета педагогики
Все мы знаем, что наука является формой социального осознания. Фактически, это понятие людей о духовной и физической жизни. Способы передачи понятий и представлений различны:
- живописные и мелодичные образы, создаваемые художниками, литераторами и живописцами, относятся к искусству;
- утверждения, созданные и закрепленные вековой разумностью подлинной веры, составляют суть религии;
- выверенные закономерности тех или иных процессов выделяют среди всего нагромождения информации научные факты.
Процессы и явления природы, общества и человеческой психики сложны и разнообразны. Они часто связаны между собой и являются результатом наблюдения и деятельности человека. Выявленные закономерности полученные на практике и выраженные в человеческом опыте, используются людьми и часто являются обязательными в жизненной практике.
Понятие о предмете и объекте педагогической науки
Воспитание является особенным назначением общества. Оно является предметом педагогики. При этом вопросы образовании исследует не только педагогика. Здесь задействованы философия, социология, психология, экономика и прочие науки.
Значимыми являются достижения всех научных направлений, которые занимаются разработкой вопросов, связанных с образованием. Однако смежные с педагогикой дисциплины в своих исследованиях редко касаются значимых аспектов обучения, которые связаны с каждодневным процессом развития личности, взаимоотношения педагогов и учеников. Это можно объяснить тем, что изучение данных вопросов касается той части образования, которая доступна для исследования только педагогике.
Предмет педагогики
В качестве предмета педагогики выступает обучение как единый педагогический процесс. В этом контексте педагогика выступает в качестве научного направления, которое исследует природу, закономерности, направление и перспективны процесса педагогического воспитания. На практике, педагогика проводит развитие теории и технологии образования, формы и методы работы учителя и учеников, в также способы облегчения взаимодействия всех участников учебного процесса.
Объект педагогики
Согласно теории о признаках объекта педагогической науки, которую в 1922 году выдвинул выдающихся советский педагог А.С. Макаренко, объект в педагогической науке — это вовсе не ребенок, как принято считать, а педагогический факт или явление. Человек по мнению исследователя также имеет значение, но фокус внимания педагогической науки приходится не на него, а на результат педагогического процесса и явлений, направленных на исследование и развитие человека.
Объектом педагогики является не сам человек, не его психика, а целостная система явлений из сферы образования и преподавания, которая направлена на развитие человека. Также объектом педагогики можно назвать процесс формирования реальности, которая определяет направление формирования личности и ее органичное встраивание в процесс общественной деятельности.
Исследования, проводимые в рамках педагогической науки, позволяет выбирать и применять на практике наиболее обоснованные способы и методы преподавательской работы. Обнаружение этих наиболее эффективных методов работы и является целью и итогом изучения объекта и предмета педагогики.
Процессы исследования могут отличаться по целям и содержанию, задачам и методикам, исполнение педагогических закономерностей точно отражает источник и сферу внимания и воздействия педагогики.
Утверждения научной педагогики являются базовыми составляющими обучения и воспитания как в учебных учреждениях, так и за их стенами, в семье, в быту. Многие бытовые понятия о правилах воспитания детей, какими должны становиться дети в процессе взросления, основаны на закономерностях, которые были установлены педагогикой.
Установки, имеющиеся в семье, могут развиваться и находить свою реализацию в зависимости лот доходов семьи, ее общественным статусом. В одних семьях считается нормой воспитание детей в строгости. Такой подход может быть следствием личного опыта родителей, их страхом, что избалованные лаской и доверием дети выйдут из-под контроля. В других семьях могут чрезмерное значение придавать доброму отношению, проявлениям любви, отзывчивости, считать эти качества единственными приемлемыми для воспитания.
Есть родители, которые уклоняются от воспитания детей, рассчитывая на школу, вторые верят в действенность личного примера, третьи доверяют обществу и доминирующим в нем веяниям. Есть и те, кто вовсе равнодушен к воспитанию детей, горазды перекладывать вину за проблемы на кого угодно, но только не на самих себя.
Различные мнения об объекте и предмете научной педагогики
Воздействие научной педагогики предполагает проведение анализа и оценки эффективности педагогических явлений и процессов. Если обратиться к сфере внимания научной педагогики, то можно обнаружить сразу несколько различных мнений по поводу объекта и предмета педагогической науки.
Широкое распространение получило мнение, что объект — это образование, сфера воспитания и обучения, а предмет – это процессы, проходящие на регулярной основе в системе отношений всех участников обучения.
Сторонники интуитивной педагогической практики уверены, что объект – это живое общение между участниками педагогического процесса, а предмет – это способы коммуникации, которые более прочих соответствуют целям и содержанию процесса обучения. Важную роль имеет аппарат регулирования в отношениях и коммуникации людей, самоорганизация в группах и коллективах для проведения образовательной деятельности, развития самоанализа и самовоспитания.
Взаимоотношение педагогической науки и педагогической деятельности имеет ряд специфичных черт. С одной стороны они активно выходят за пределы стен учебных заведений, глубоко проникая в жизнь общества. Образ жизни людей, их трудовая деятельность, критерии жизни семьи также являются частью учебно-воспитательного процесса.
С другой стороны, практика педагогики постоянно занимается поиском и внедрением новых решений, которые позволяют учебному процессу удовлетворять запросы общества в плане производства, создания социальных и экономических связей. Новые требования касаются не только набора известных фактов и навыков, но также формирования иной ментальности и отношения к обществу.
На практике происходит обучение, в теории проводится анализ и поиск эффективных путей развития педагогической науки. Но в центре внимания и практики, и теории находится личность, которая учит и учится, воспитывает и воспитывается. В связи с этим взаимоотношения участников процесса обучения , общее творчество и взаимный обмен информацией естественны. Все участники образовательного процесса делают общее дело, при этом каждая из сторон решает свои вопросы и выполняет свое назначение.