Цивилизационная модель культуры

Определение цивилизации

Определение 1

От латинского цивилизация означает государственный, гражданский. Под ней понимают стадию всемирного исторического процесса, которая связана с достижением определенного уровня социальности. Также под цивилизацией понимают локализованное во времени и пространстве общество.

Также важно дать определение культуры.

Определение 2

Культура представляет собой человеческую деятельность в различных ее проявлениях, в том числе все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, скопление отдельным человеком и социумом в целом определенных навыков и умений.

Есть несколько подходов, в рамках которых можно рассматривать термин «цивилизация» или цивилизационная культура. Впервые более-менее определение этого термина датировано 18 веком. В то время это понятие использовали, чтобы обозначить высокоразвитое культурное общество.

В 19 веке понятие «цивилизация» обрастает рядом других дополнительных смыслов. Как считал Морган, цивилизация представляет собой завершающую стадию исторического развития общества (до нее было время дикости и варварства). Все фазы развития исторического общества делятся Морганом еще на 3 ступени: высшую, среднюю и низшую. В рамках цивилизации эти ступени назывались следующим образом:

  • капитализм;
  • крепостничество;
  • рабство.

Если брать под учет этот расклад, то знак равенства между культурой и цивилизацией ставить нельзя. Любой пример различий цивилизации и культуры подтверждается тем, что культура — это органическое явление, а цивилизация является техничной.

Некоторые понимают цивилизацию как разновидность культурного общества. Можно говорить о существовании разных цивилизаций, которые отличаются как сходствами, так и различиями.

Также цивилизация понимается как стадия общественного развития. Если исходить из этой позиции, то она отличается некоторые характерными чертами. Перечислим культурные и цивилизационные характеристики общества:

  • наличием социума;
  • государственностью;
  • классовым разделением;
  • рациональным видением мира;
  • наличием городов;
  • деньгами;
  • частной собственностью.

Особенности теории О. Шпенглера

В своей профессиональной деятельности философа О. Шпенглер большое внимание уделял изучению понятия «цивилизация». Своего рода образцовым можно назвать его работу «Закат Европы», написанный в 1918 году. Философ понимал культуру как живой организм. Он говорил о том, что для культур характерно рождение, расцвет и смерть. Только после того, как культура умирает, она превращается в цивилизацию. Невозможен переход культурных начал от одной культуры к другой, поскольку культуры — закрытые общества. При этом, не все исследователи были согласны с мнением философа. Они противоставляли Шпенглеру идею о том, что весь исторический процесс построен на передаче опыта от одной культуры другой.

Также Шпенглеру принадлежит разделение исторического процесса на 3 стадии:

  • древнюю;
  • средневековую;
  • новую.

Он считал, что для каждой культуры свойственен свой индивидуальный исторический процесс.

В каждой культуре Шпенглер находил душу, поэтому с появлением новой культуры — появлялась новая душа. После смерти культуры возникает цивилизация. Философ выделил основные черты цивилизации:

  • космополитизм;
  • массовость;
  • научный атеизм;
  • города-гиганты.

В своих научных и философских трудах Шпенглер обозначил 8 основных культурных разновидностей:

  1. Египетская.
  2. Индийская.
  3. Вавилонская.
  4. Китайская.
  5. Классическая (греческая и римская).
  6. Арабская.
  7. Западная.
  8. Мексиканская.

В качестве основы любой из культур Шпенглер называл парасимвол, который выражается в религии, науке, философии, искусстве.

Особенности теории А. Тойнби

Много времени изучению цивилизации в культуре посвятил британский исследователь А. Тойнби. Его главная работа — «Постижение истории». Она была опубликована в начале 20 века. В ней ученый проводит анализ большого объема исторического материала. Во многом Тойнби — последователь идей О. Шпенглера.

Он считал, что началом любого исследования должно быть изучение общества: по временным рамкам оно должно превышать время существования государства-нации. Такие общества у Тойнби получили название «локальных цивилизаций». Также он выделил несколько их разновидностей:

  • западная;
  • русская;
  • византийская;
  • арабская;
  • иранская;
  • античная;
  • индийская;
  • две дальневосточных;
  • сирийская;
  • китайская;
  • минойская;
  • цивилизация Инда;
  • хеттская;
  • шумерская;
  • андская;
  • вавилонская;
  • майя;
  • египетская;
  • юкатанская;
  • номадическая;
  • эскимосская;
  • оттоманская;
  • спартанская.
Замечание 1

Также было выделено некоторое количество мертворожденных цивилизаций.

Есть несколько факторов, которые способствуют становлению цивилизаций: творческое мышление, благоприятная атмосфера, способность общества полноценно отвечать на вызовы окружающей среды. Общество пребывает в постоянном движении, оно функционирует и видоизменяется, в результате чего происходит формирование цивилизации.

По мнению Тойнби, рост цивилизации (культуры и общества) связан со способностью цивилизации к самоопределению и самовыражению. Ведущая роль в этой ситуации отводится творчески мыслящему меньшинству, которое является двигателем цивилизации.

Тойнби говорил о том, что рано или поздно все цивилизации умирают. Стадия упадка распадается на несколько подстадий:

  • надлом;
  • разложение;
  • гибель.

При этом, между надломом и гибелью может быть большой временной промежуток — до нескольких тысячелетий. Отличительная черта стадии разложения — в неспособности общества дать адекватный ответ на запросы окружающей среды.

Важно отметить, что распад цивилизации предотвратить невозможно, однако можно рассчитывать на перерождение одной цивилизации в другую. Согласно Тойнби, развитие цивилизации представляет собой циклический процесс.

Характеристика столкновения цивилизаций по Хантингтону

Сегодня эта теория является довольно популярной. Американский социолог считает, что мир вступает в новую эпоху, в которой конфликты будут сосредоточены между цивилизациями, а не вокруг политических и экономических обстоятельств. Появлению конфликтов будут способствовать различия, существующие в культурах. Определение людей будет основываться на том, к какой цивилизации и культуре, к примеру, они себя относят. Ведущими среди цивилизаций сегодня являются:

  • западная;
  • японская;
  • индуистская;
  • конфуцианская;
  • исламская;
  • православнославянская;
  • африканская;
  • латиноамериканская.

Дальнейшее развитие истории человечества, по мнению ученого, будет зависеть именно от этих цивилизаций.

Есть множество характеристик, по которым цивилизации отличаются одна от другой. Среди них — язык, традиции, особенности проживания, праздники и, как основное, вероисповедание. Религия непосредственно определяет восприятие человеком окружающей действительности.

Важно отметить, что различия не всегда становятся причиной конфликтов, а конфликт — это не всегда про насилие. Тем не менее самые ожесточенные конфликты были между представителями разных цивилизаций.

Исходя из данной информации, довольно легко построить схему общества, культуры и цивилизации.