Тоталитаризм в политике и его сущность и понятие

Тоталитаризм (происходит от латинского слова «totalis» что в переводе означает «целый», «весь», «полный»; от слова в латинском языке «totalitas» означает «полнота», «цельность») представляет собой политический режим, который стремится к тотальному контролю государства над абсолютно всеми сферами общества и человеческой жизни. 

Определение 1

Тоталитаризм в политологии представляет собой формой отношений общества и власти, при которых власть политики берет под полный (тотальный) контроль общество в целом, ею полностью контролируются полностью все аспекты жизни людей.

Оппозиционные проявления в абсолютно любых видах жестко и беспощадно подавляет либо пресекает государство. 
Определение «политической идеологии тоталитаризма» сформировалось лишь к началу 1920 годов для того, чтобы характеризовать режим Бенито Муссолини. Тоталитарному строю государства были свойственны неограниченные ни в чем властные полномочия, уничтожение конституционных прав и свобод, репрессивные наказания по отношению к инакомыслящим, милитаризация общественной жизни. 

Правоведы нацизма Германии и фашизма Италии использовали данное определение в смысле положительном, а вот их критики — наоборот в отрицательном. В послевоенные годы попытки объединения фашизма и сталинизма под плакатом тоталитаризма были в свою очередь, предприняты как в антикоммунистической пропаганде, так и в научных кругах. Вместе с тем, представители школы Франкфурта думали, что капитализм настоящего периода превратился в тоталитарную систему. 

Классиками в художественной литературе олицетворялась идеология тоталитаризма. Это были такие творцы как Дж. Оруэлл и О. Хаксли. Немногим ранее данный образ отразил Е. Замятин в своем творении «Мы». 

Тоталитаризм в политике и его концепция

 

Довольно большое распространение среди специалистов в сравнительной политологии смогла обрести модель тоталитаризма, которую предложил в 1956 году Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский. Фридрих и Бжезинский отвергли все попытки дать не емкое абстрактное понятие и вместо этого использовали эмпирический подход, исходя из которого тоталитаризм стал являться рядом принципов, которые в итоге стали главными для СССР в период правления фашистских режимов и Иосифа Сталина. 

Это все позволяло им выделять огромное количество определяющих признаков, и также давать представление о элементе развития динамики в тоталитаризме, но не возможность изменений самой системы. В новом определении, тоталитаризм выступал не столь полным государственным контролем над деятельностью абсолютно любых людей, что является фактически невозможным, а не столь принципиальное отсутствие запретов над данным контролем. 

В своей работе «Тоталитарная автократия и диктатура», которая была написана в 1956 году, К. Фридрих, а также его бывший аспирант З. Бжезинский, — на основе эмпирического сравнения нацистской Германии, СССР при правлении Сталина и фашистской Италии, создали огромное количество основных признаков идеологии тоталитаризма. Главный перечень включал в свой состав шесть признаков, а во издании повторном книги авторы дополнили ещё два, а немногим позже другие исследователи еще внесли уточнения, несколько из которых мы перечислим: 

  • Наличие единой партии, которая обычно управляется диктатором, сливается с полицией и государственным аппаратом; 
  • Существование одной основной идеологии, на площадке которой построена политическая система общества; 
  • Государство попадает практически во все сферы общественной жизнедеятельности; 
  • Очень высокая роль аппарата государства; 
  • Отказ от плюрализма в средствах массовой информации;
  • Очень жестокая цензура идеологии абсолютно всех легальных каналов информационного поступления, а также уголовного наказание за независимое информационное распространение. 

Главные выводы анализа тоталитарного режима и его идеологии

Замечание 1

Начальной точкой тоталитарного режима политической идеологии выступает декларация какой-нибудь высокой цели, во имя которой этот режим озвучивает призыв обществу расстаться с огромным количеством правовых, политических и общественных традиций. 

Рассмотрение данной идеологии четко продемонстрировало, что после уничтожения влияния традиционных общественных институтов, людей становится значительно проще сплотить в единое целое, а также убедить в необходимости жертвенности любыми другими целями во благо достижения главной цели. В данных государствах доминантная идеология объясняла выбор опасности, средств, трудности и так далее в определениях этой же цели и объясняла, почему стране необходимы практически все ничем не ограниченные полномочия. Пропаганда соединялась с использованием передовых возможностей политического розыска для того, чтобы подавить любого инакомыслящего. Итогом этого становилось обеспечение мобилизации масс для поддержки этого режима. 

Совокупность власти во многом отражалась в монополизации процесса принятия итоговых решений в абсолютно всех сферах деятельности, а также неимение ограничений на величину этих решений и на величину санкций. Всё более сильнейшее проникновение страны вызывало всё более сильнейшее сужение пространства ее автономности; вплоть до ее полной ликвидации. Это все вело к атомизации общества, к объединению абсолютно всех сфер политики, которые существовали в обществе, в одно целое. 

 

Отличаясь от полицейской страны, в которой меры по поддержанию порядка происходят соответственно установленным процедурам, в идеологиях тоталитаризма у правоохранительных органов есть огромнейшая свобода действий, что обеспечивало их полной подконтрольность руководству страны и непредсказуемость. В соответствии с идеологией тоталитаризма, стремление к главной цели являлось идеологической основой всей системы политики — о её достижении не могло быть никогда объявлено. Это означало, что идеология принимает положение подчиненности в отношении к руководителю страны и могла им в произвольной форме трактоваться (это все зависело от возникшей ситуации). 

Другим итогом идеологии тоталитарного режима выступает объяснение огромного и организованного общества против определенных многочисленной группы, например, евреев в нацистской Германии либо кулаков в СССР при управлении Иосифа Сталина. Данной группе было предъявлено обвинение в действиях враждебного характера, которые были направлены против государства и в образовавшихся трудностях.