Введение в типологизацию культур

Существует множество оснований, по которым можно типологизировать культуру. Например, выделяют историческую и формационную типологию, типологию на основе технологий и материалов, используемых человечеством, и т.п. 

Михаил Константинович Петров сформулировал собственную типологию культур, которая основывается на способах передачи знаний от одного поколения к другому. Ученый ввел в обиход понятие особой знаковой сущности более глубинного уровня, способной кодировать и хранить персональные виды деятельности, модели и нормы поведения. Так появился термин «социокод». 

Определение 1

Социокод представляет собой всю совокупность знаний и способов их передачи, а также общественные институты и механизмы разного назначения, непосредственно связанные с этими знаниями

Подход М. Петрова к типологии культур 

В теории М. Петрова социокод противопоставлен биокоду, который ученый рассматривает в качестве совокупности биологических способов передачи наследственной информации от поколения к поколению. 

Типология культур в концепции М. Петрова основывается на трех типах социокодов, которые выделил ученый:

  • лично-именной (первобытный) социокод;
  • профессионально-именной социокод; 
  • универсально-понятийный социокод.

Лично-именной (первобытный) социокод 

Данный тип культуры подразумевает «вступление в имя», иными словами человек вместе с именем приобретал весь комплекс социальных нагрузок, которые и запускали процессы социализации личности. 

Следует иметь в виду, что в древности люди на протяжении жизни получали несколько имен: 

  • первое имя давалось при рождении – отец или старейшина признавали новорожденного, что означало его принятие в семью, племя или род; 
  • второе имя давалось с переходом ребенка в класс молодежи – проводился обряд посвящения во взрослые; 
  • третье имя человек получал, достигнув старости – он получал право на священные знания о мироустройстве, то есть познавал мифологию. 
Замечание 1

Священные знания должны были быть точно выучены. Письменности еще не было, поэтому только память стариков являлась кладезем народной мудрости. Заучивание знаний способствовало их передаче из поколения в поколение в течение нескольких тысяч лет

Священные знания включали в себя не только информацию, но и различные средства общения, например, ритуалы, обряды, изображения, которые также передавали содержание мифов. В первобытном обществе через мифы люди объясняли, как устроен окружающий мир.

Таким образом, можно отметить, что лично-именной социокод передает схему общения посредством строгого исполнения норм поведения каждым членом общества. 

Профессионально-именной социокод 

Выделение второго типа культуры, по мнению М. Петрова, связано с возникновением профессий, каждая из которых имела своего божественного покровителя. В традиционном обществе придерживались мнения, что человек рождается как биологическое существо, а общественным существом он становится после посвящения в ту или иную профессию. 

Таким образом, лично-именной социокод трансформировался в профессионально-именной, где профессия и ее божественный покровитель становятся инструментами отбора социально-значимого опыта. 

Замечание 2

Профессии, трудовые навыки церковь связывает с вечными ценностями, придавая им сакральное и символическое значение

Универсально-понятийный социокод 

Данный тип культуры в рамках теории М.К. Петрова можно назвать современным. Его сущность заключается в следующем: в социуме помимо профессиональной деятельности существуют универсальные виды деятельности, которые в обязательном порядке выполняются всеми. 

Например, навыки коммуникации. Знание и применение инструментов общения крайне необходимо для успешной социализации любого человека. При этом социальный статус человека в современном мире очень зависит от степени развитости этих навыков. 

Так появились понятия, и сформировалась понятийная система, которая упорядочивала знания. Поэтому можно сказать, что отличительной чертой рассматриваемого типа культуры является универсально понятийный тип кодирования социальных связей. 

Замечание 3

Универсально-понятийная культура содержит особый понятийный тип знания, который принципиально отсутствовал в предшествующей традиционной культуре