Теория М. К. Петрова о типологии культур
Введение в типологизацию культур
Существует множество оснований, по которым можно типологизировать культуру. Например, выделяют историческую и формационную типологию, типологию на основе технологий и материалов, используемых человечеством, и т.п.
Михаил Константинович Петров сформулировал собственную типологию культур, которая основывается на способах передачи знаний от одного поколения к другому. Ученый ввел в обиход понятие особой знаковой сущности более глубинного уровня, способной кодировать и хранить персональные виды деятельности, модели и нормы поведения. Так появился термин «социокод».
Подход М. Петрова к типологии культур
В теории М. Петрова социокод противопоставлен биокоду, который ученый рассматривает в качестве совокупности биологических способов передачи наследственной информации от поколения к поколению.
Типология культур в концепции М. Петрова основывается на трех типах социокодов, которые выделил ученый:
- лично-именной (первобытный) социокод;
- профессионально-именной социокод;
- универсально-понятийный социокод.
Лично-именной (первобытный) социокод
Данный тип культуры подразумевает «вступление в имя», иными словами человек вместе с именем приобретал весь комплекс социальных нагрузок, которые и запускали процессы социализации личности.
Следует иметь в виду, что в древности люди на протяжении жизни получали несколько имен:
- первое имя давалось при рождении – отец или старейшина признавали новорожденного, что означало его принятие в семью, племя или род;
- второе имя давалось с переходом ребенка в класс молодежи – проводился обряд посвящения во взрослые;
- третье имя человек получал, достигнув старости – он получал право на священные знания о мироустройстве, то есть познавал мифологию.
Священные знания включали в себя не только информацию, но и различные средства общения, например, ритуалы, обряды, изображения, которые также передавали содержание мифов. В первобытном обществе через мифы люди объясняли, как устроен окружающий мир.
Таким образом, можно отметить, что лично-именной социокод передает схему общения посредством строгого исполнения норм поведения каждым членом общества.
Профессионально-именной социокод
Выделение второго типа культуры, по мнению М. Петрова, связано с возникновением профессий, каждая из которых имела своего божественного покровителя. В традиционном обществе придерживались мнения, что человек рождается как биологическое существо, а общественным существом он становится после посвящения в ту или иную профессию.
Таким образом, лично-именной социокод трансформировался в профессионально-именной, где профессия и ее божественный покровитель становятся инструментами отбора социально-значимого опыта.
Универсально-понятийный социокод
Данный тип культуры в рамках теории М.К. Петрова можно назвать современным. Его сущность заключается в следующем: в социуме помимо профессиональной деятельности существуют универсальные виды деятельности, которые в обязательном порядке выполняются всеми.
Например, навыки коммуникации. Знание и применение инструментов общения крайне необходимо для успешной социализации любого человека. При этом социальный статус человека в современном мире очень зависит от степени развитости этих навыков.
Так появились понятия, и сформировалась понятийная система, которая упорядочивала знания. Поэтому можно сказать, что отличительной чертой рассматриваемого типа культуры является универсально понятийный тип кодирования социальных связей.