Теоретические основы педагогической культуры

Понятие педагогической культуры взаимосвязано не только с некой конкретной педагогической деятельностью, например, работой в дошкольном образовательном учреждении, школе, высшем учебном заведении, но и с нашей повседневной жизнью.

Все дело заключается в том, что в течение своей жизни индивидуум, тем или иным образом, вне зависимости от своего желания, выполняет функцию учителя: как родитель, наставник, консультант, советник в какой-либо группе, возможно и как лидер. 

Каждый из членов социума наделен тем или иными нормами педагогической культуры, а педагогическая деятельность осуществляется в формах непосредственного или опосредованного обучения либо воспитательного процесса детей, подростков, консультирования менее опытного коллеги на работе и так далее.

Все эти функции, которые может выполнять человек на протяжении всей его жизни, отличаются друг от друга, более того, может выполнять – не гарантирует выполнение, а лишь указывает на возможность. Далее мы поговорим более подробно о каждой из функций и дадим им небольшую характеристику. 

Педагогические функции

  • В функции педагога можно включить такие действия и поступки, определенные задачами социума, личностной позицией, нормами педагогической культуры, которые были приняты ею для того, чтобы обеспечить воспитание, обучении как ребенка, так и подростка, а также целой детской группы, например, в детском саду.
Замечание 1

В роли педагогов всегда будут выступать родители при воспитании своих детей, стоит отметить. что этой функцией будут обладать даже совсем молодые люди, например, если они стали родителями в довольно раннем возрасте. Эту же функцию могут выполнять и старшие дети в семье, когда они присматривают за своими младшими братьями или сёстрами. Можно сделать вывод, что заниматься педагогической деятельностью независимо от педобразования может совершенно любой человек в том случае, когда он в любой форме оказывает помощь в социализации менее опытного индивида либо группы лиц.

  • Функции наставника включают в себя профессиональное развитие человека, который обладает меньшим опытом. Эти функции претворяются в жизнь в виде указаний, инструкций либо рекомендаций, оказывающих помощь в исполнении какого-либо вида трудовой деятельности. Роль наставника может играть учитель, мастер обучения либо руководитель сообщества, который контролирует рабочую деятельность своего подопечного и обучающегося.
  • Функциями консультанта является предоставление помощи подчас решения как теоретических, так и практических, преимущественно профессиональных, вопросов. Кроме того, консультант направляет обладающего меньшим опытом специалиста в рамках его трудовой деятельности и помогает ему совершенствовать свои рабочие качества и результаты. 
  • Функции советника заключаются в рекомендации того, как стоит поступить в той или иной ситуации, как профессиональной, так и жизненной. 
Замечание 2

Педагогическая деятельность и консультанта, и советника не считается регламентированной, потому что и в том, и в другом случае действие осуществляется в ситуации возможности, а не долженствования, то есть тот, кому советуют, может соглашаться с советом и реализовывать его либо действовать по своему усмотрению. 

  • Также стоит обозначить функции лидера того или иного сообщества. На этом человеке лежит огромная ответственность: он должен являться нравственным лидером, быть профессионалом своей деятельности, уметь мобилизовать силы людей и вести их за собой, а также просто быть наделенным харизмой. В профессиональной среде лидер отличается высокой нравственной и педагогической культурой. 
Замечание 3

Что касается подростковой среды, то там дело обстоит немного иначе: лидер данной общности людей так же должен выполнять перечень некоторых педагогических функций, однако, в данной ситуации возможно и негативное его воздействие на рост неокрепшей и формирующейся личности: лидер в состоянии формировать выгодное для него девиантное (уходящее от нормы) поведение. 

Стоит отметить, что лидер может совсем не выполнять никаких педагогических функций. Он возлагает на себя роль педагога лишь тогда, когда у него есть потребность в повышении уровня каких-либо навыков членов сообщества и преобразовании сущности их межличностных взаимоотношений.

Структура педагогической культуры

Педагогическая культура является структурированной системой, в которой элементы находятся в единстве друг с другом при взаимодействии. Как составляющих данной системы можно определить следующие: 

  • Имеющиеся в культуре понятия о воспитании и обучении, то есть совокупность взглядов на учение педагогики и уровень информированности о ней; 
  • Осознание специфического содержания педагогической деятельности, то есть уровень педагогических мотивов, смыслов, принципов; 
  • Разного рода педагогические приемы и методики, то есть уровень владения самыми разными, в том числе, актуальными и современными педагогическими техниками; 
  • Уровень владения этическими педагогическими нормами; 
  • Уровень профессионализма и педагогического стажа (опытность в вопросе). 

Таким образом, можно сделать вывод, что с точки зрения культурологии под педагогической культурой принято понимать полноценный комплекс качеств педагогической деятельности, который, с одной стороны, основывается на традициях, нормах, а с иной – на инновациях в образовательной сфере.