Тематическое и поурочное планирование, тематическая карта урока

  1. Требования для тематического и поурочного планирования
  2. Составление технологической карты урока
  3. Проведение анализа урока и самоанализ

Планирование работы представляет собой сложный и не быстрый процесс в деятельности каждого учителя, который он проходит перед подготовкой к каждому занятию. Данный процесс условно делиться на две части: ведение работы по календарно-тематическому плану и подготовка учебных проектов непосредственно к каждому уроку (что так же называется поурочное планирование). Основные документы, которых придерживается каждый учитель, являются школьный учебный план и специальная программа, что составляется на каждый учебный предмет.

Требования для тематического и поурочного планирования

Перед тем, как начать работу преподаватель должен имеющиеся часы по каждому уроку и классу распределить на весь учебный год, затем проводится календарно-тематическое планирование. В процессе планирования используется специальная брошюра с программами, в которой собраны соответствующие предметы и приведены примеры разделения часов на каждую тему по учебному материалу. Вносится изменения в расчасовку, могут по усмотрению самого учителя.

Замечание 1
Тематическое планирование помогает рассмотреть весь материал учебной программы за счет правильного распределения часов. В базисном учебном плане представлены все темы уроков, варианты будущих практических работ, задания на дом, задания для контрольных работ.

Условно все тематическое планирование распределяется на следующие пункты:

  • Номер урока соответствующий теме;
  • Тема данного урока, тип его проведения;
  • Цель и задачи;
  • Методы преподавания;
  • Взаимозависимость между предметами;
  • Практическая часть преподавания (выполняется под руководством учителя);
  • Часть работы для самостоятельного изучения учащимися;
  • Визуализация;
  • Задания для выполнения дома учениками.

После тематического планирования учитель переходит к поурочному планированию. Благодаря чему можно определить структуру урока, тему, преследуемые цели, содержание и формы выполняемых работ.

Поурочное планирование помогает правильно структурировать информацию по частям, выстроить данные по смыслу и хронологической последовательности, периодически помогая разгрузить учителя и сконцентрироваться на деятельности учащихся. Данный вид планирования проводится исключительно по желанию преподавателя, однако в учебном плане обязательно должны быть прописаны следующие пункты: структура урока, тема, цели, задачи, методы преподавания, задание на дом для учеников, применяемые учебные пособия и устройства. Для молодых специалистов предпочтительнее оформлять полную и развернутую запись своих уроков. 

Составление технологической карты урока

Определение 1
Технологическая карта урока – это разновидность методического материала, которая помогает провести занятие на высоком уровне в любом учебном заведении.

Технологическая карта урока представляет собой графическую таблицу, при помощи которой легче создать структуру урока.

Любая технологическая карта имеет свое строение, в которое входят следующие пункты:

  • Тема и часы, где выделяются на ее изучение;
  • Каких результатов желаете достичь (метапредметных, предметных, личных);
  • Поэтапное изучение тем;
  • Проверка знаний в виде контрольных работ, для контроля усвоение учебного материала, а также приобретенных умений и знаний.

Такой учебный прием дает возможность эффективно наладить учебный процесс, помочь в реализации метапредметных, предметных и личных умений, который соответствуют ФГОС (второго поколения). Кроме этого, наличие данной учебной карты помогает четко распределить программу на семестр, полугодие и учебный год, а также сэкономить учителю время и силы для подготовки к очередному уроку.

Технологическая карта кроме выше перечисленных факторов помогает администрации общеобразовательных заведений осуществлять контроль над выполнением учебной программы в срок и следить за достижением запланированных результатов. Помимо этого такие карты помогают в определении и решении проблем с методической стороны учебного процесса.

Проведение анализа урока и самоанализ

Проведение анализа работы позволяет обнаружить и устранить неточности в преподавании. При проведении анализа за основу берется психолого-педагогическая теория и современный опыт преподавания.
При выполнении анализа стоит основываться на следующих пунктах:

  • Оценивание факторов — правильность и целесообразность поставленных целей урока согласно уникальности учебных материалов, необходимость данного урока как составляющей части в системе уроков по данному предмету, уровень подготовки учащихся;
  • Соблюдение структуры урока и соответствие ее с поставленными целями и задачами. Правильное распределение учебного материала на протяжении урока;
  • Закономерное применение разных форм и методов преподавания;
  • Использование оборудования в процессе проведения урока;
  • Координация действий, как учителя, так и учеников;
  • Соответствие содержания урока и аналогичных требований по учебным программам по данному предмету;
  • Изложение учебного материала в полной мере, достоверно, эмоционально и доступно;
  • Уровень морального воздействия, исполнение и реализация воспитательных целей;
  • Приведение примеров связи материалов урока с жизнью и работой;
  • Расширение познавательного интереса учеников;
  • Введение новых понятий;
  • Использование актуальной информации при вычитке учебного материала;
  • Систематизация работы для самостоятельного изучения;
  • Оценивание уровня педагогической подготовки учителя;
  • Рассмотрение готовности всего класса;
  • Соблюдение культуры общения и этики при преподавании;
  • Разъяснение работы, которую учащиеся должны выполнить дома самостоятельно;
  • Подведение итогов пройденного материала и выставление оценок;
  • Соблюдение санитарно-гигиенических норм на уроке;
  • Выявление недоработок, варианты их возникновения и решения.
Замечание 2
После вычитки учебного материала любой учитель должен провести самоанализ. Это помогает провести оценивание проведенного урока, при этом обязательно учитывается удовлетворительно или нет, была осуществлена педагогическая работа. Самоанализ относится к творческой деятельности, которая является неотъемлемой частью работы любого педагога.

Ведение педагогической деятельности на высшем уровне обязательно включает в себя соблюдение всех норм, составление тематического плана, поурочного планирование, тематической карты каждого урока. После проведения анализа выполненной работы и самоанализа учитель самостоятельно или с помощью педагогического коллектива вносит изменения в планы и приобретает новый опыт. Чтобы максимально эффективно отточить свои навыки, молодым специалистам стоит четко придерживаться норм и правил, следовать поурочному планированию и тематическим картам.

Источник