Сущность, виды и функции организации
Каждый человек знаком с существованием организаций, так как сталкивается с ними ежедневно (поскольку это является обычной, повседневной частью человеческой среды обитания, без которой существование современных форм социума является немыслимым), однако при этом, люди зачастую не задумаются о том, что сами стали «представителями организаций», и не могут полноценно реализовывать свою жизнедеятельность без них.
И действительно, человек рождается в родильном доме, записи о его рождении также делаются в государственных учреждениях, образование человек получает в школе, а затем и в вузе, лечится в поликлинике, питается едой, которая произведена в различных компаниях, живет в доме, который построен строительной организацией, берет кредит в банке, регистрирует брак и разводится в специализированном учреждении, обращается в милицию, в аварийную службу, разрешает спор в суде, пользуется услугами транспортной компании, посещает театр, ходит в церковь, трудится пять дней в неделю, работая в какой-либо организации, либо несет государственную службу, и, в итоге, в конце жизни его сопровождает похоронное бюро.
Сущность организации
В некотором смысле, организация выступает в качестве разновидности социальной группы (общности) и зачастую является крупной вторичной группой, в другом смысле, характеристики формальной организации сближает ее с социальным институтом.
В качестве фундаментальной причины, которая порождает строительство организаций, выступает человеческая потребность в реализации совместных кооперативных форм деятельности, результатом которой становится достижение определенной цель, исходя из чего, организация является определенного рода целевой группой (общностью). В качестве глубинного предназначения создания организаций, как целевых сообществ, является эффект синергии (от греческого – содружество, совместное действие).
При наличии в организации определенной синергии результатом становится прирост показателей, которые превышают сумму индивидуальных стараний. Действие синергии может быть представлено в виде формулы, в которой 2*2 = 5, либо 6, либо 7.
Для достижения представленного эффекта и необходимо создание организаций. Различные образования, среди которых: больницы, супермаркеты, университеты и компания Apple имеют определенное сходство, которое выражается в том, что все они являются организациями.
Открытая система, для того, чтобы выжить, нуждается во взаимодействии с окружающей средой, для обмена с ней определенными ресурсами. Она нуждается в постоянном изменении, необходимом для приспособления к окружающей среде. Показатели внутренней эффективности являются одной частью открытых систем, и, в некоторых случаях – самыми незначительными. Любая система, которая для своего функционирования нуждается во взаимодействии со своим окружением является открытой. Организация является открытой системой, также, как и человек тоже является представителем открытой системы.
Закрытая система не является зависимой от условий окружающей среды, поскольку является автономной, то есть отделенной от социальной среды и не нуждается во взаимодействии. Не существует исключительно закрытых систем, однако в первых научных исследованиях, посвященных организациям, рассматривались именно замкнутые системы. Ранние теории менеджмента изучали организацию в контексте закрытой системы, в которой окружающая среда выступала данностью. В данных теориях выдвигались предположения о том, что повышение эффективности в работе организации во многом может зависеть от наличия внутренней переорганизации. Безусловно, управление закрытыми системами является более легким процессом, однако устройство социального мира является несколько иным: любой организации необходимо так или иначе взаимодействовать с объектами внешнего мира.
Черты организации
Трактовка организации в контексте открытой системы способствует раскрытию ее черт. Организационные элементы являются зависимыми друг от друга, поскольку оказывают друг на друга влияние, а также выступают в качестве компонентов в ее структуре, среди которых можно выделить следующие:
- Формализм, который реализуется в официальном порядке. Он является фактором, закрепляющим формальные статусно-ролевые организационные моменты, совместно с системой отношений, выстроенной на основании ее подразделений. Представленный паттерн отражается в нормативно-письменных документах, которая находится в обороте организации, совместно с формами формально-письменной коммуникации, которая в ней присутствует.
- Социальное структурирование организации. Отражается в совокупности ее формальных и неформальных статусно-ролевых систем.
- Специализация. Отражает степень сегрегации организационных задач по признаку профессионализма. В случае, если специализация является высокой, то за каждым из работников закреплен свой, достаточно узкий список профессиональных задач. В случае наличия низкой специализации, одним и тем же работником может реализовываться выполнение широкого спектра задач (в некоторых случаях противоположных). Специализация также имеет название – «разделение труда».
- Иерархия власти. Отражает уровни подчинения сотрудников организации друг другу, совместно с областями и зонами ответственности линейного персонала и менеджмента.
- Централизация. Отражает показатели того, на каких уровнях происходит процесс принятия решений. В случае, если люди, которые принимают решения сконцентрированы на верхней ступени в лестнице иерархии, то организация является централизованной. В свою очередь, если ответственность за принятие решений делегируют на более низкие иерархические ступени, то организацию принято называть децентрализованной.
- Профессионализм. Отражает степень подготовки и квалификации, а также уровень образования персонала. Профессионализм может быть измерен количеством лет, которые работник организации на собственное образование. Именно профессионализм работников является важнейшим капиталом в любой организации.
- Соотношение работников. Выражено в распределении персонала на различные подразделения и сферы деятельности. Соотношение работников включает в себя определенный процент администрации, некоторую долю работников кадровой службы, определенное количество работников, которые реализуют обслуживание производственных процессов по отношению к работникам, которые непосредственно заняты производством необходимого продукта.
- Размер. Представлен размерами организации, то есть количеством персонала организации.
- Технологии, которые используются в организации. Сюда входят производственные средства, оборудование, деятельность, благодаря которой организация оказывает услуги и производит продукцию.
- Внешняя среда (окружающая). Данный паттерн отражает все, что связано с организацией, однако вследствие определенных причин расположено за ее пределами. В качестве ключевого элемента окружающей среды выступает сфера деятельности организации, совместно с покупателями, правительством, поставщиками, финансовой и юридической средой, а также иными объектами.
- Стратегия, цели и философия организации. К ним относят миссию, задачи, основные направления деятельности организации, совместно со способами их осуществления.
- Культура. Представлена набором ценностей и норм, которые являются общими для всех работников организации.
Функции организации
В литературных источниках принято выделять следующие основные организационные функции:
- Внедрение нововведений.
- Эффективное производство услуг и товаров.
- Совмещение ресурсов с целью достижения желаемого результата и цели.
- Адаптация к изменениям условий окружающей среды, совместно с влиянием на среду.
- Применение новейших производственных и информационных технологий.
- Соответствие современным требованиям специальности, координации и этики в работе персонала.