Сознание, мышление и язык человека
Язык жестов
Формирование и становление сознания связано с возникновением и развитием языка.
К примеру, дым – знак огня, фотография – знак определённого положения дел в реальности, высокая температура является знаком болезни и т.п.
Язык появляется в общении и при совместной деятельности людей, а основой этому становится разнообразная коммуникация у животных: жестовая, обонятельная, зрительная и, естественно, звуковая. Многие учёные-антропологи говорят о том, что древние обезьяны и австралопитеки, которые считаются непосредственными предками современного человека, общались при помощи жестов.
Язык жестов отвечал за развитие наглядно-действенного мышления, где внешние манипуляции с предметами выступали в качестве содержания мыслительного процесса. Однако язык жестов серьёзно ограничен. Для начала стоит отметить, что жесты невозможно увидеть и понять в темноте. Далее обратить внимание на то, что жесты воспроизводятся при помощи рук, и в момент, когда руки несвободны, общение не представляется возможным. И ещё момент, жест сложно поделить на составляющие, поэтому посредством жеста нельзя выразить сложные мысли или описать непростую ситуацию. Всё это стало причиной того, что жесты сменились звуковой и речевой коммуникацией.
Общение с помощью звуков
Общение с помощью звуковой и речевой коммуникации со временем стало причиной развития у предков человека наглядно-образного мышления, в силу того, что материальным носителем информации стал звук, а не тело и жесты. Учёными установлено, что при помощи звуков общались уже австралопитеки, в их арсенале было более сотни звуковых сигналов.
Членораздельная речь появилась у Homo erectus или человека прямоходящего, произошло это примерно 2 млн. лет назад. Эти древние люди для общения и обозначения предметов использовали отдельные слова, иногда формулировали из них сложные речевые конструкции.
Эпоха неандертальцев (250 тыс. лет назад) отмечена совершенствование коммуникации, основанной на использовании звуков. Примерно в это время претерпела изменения анатомия человека, а именно форма гортани. Это дало возможность неандертальцам произносить сложные звуки. Учёные считают, что это была речь. В своём обиходе неандертальцы использовали сложные предложения, а не только простые слова. Их речь стала достаточно развитой, отмечено появление простейшей грамматики и лексики.
Функции языка и мышление
Язык служит для выполнения двух функций:
- Обозначающей.
- Коммуникативной.
Знаки языка выступают в качестве заместителей предметов, явлений, событий, мыслей. Они используются как средство взаимодействия и общения людей. Общение или коммуникация, складывается из процессов, которые связаны между собой: выражение мыслей и понимание их. Человек может выразить себя не только посредством речи, но и через свои поступки, художественные образы, картины и т.д. Это тоже можно принимать за язык, но они используются только в ограниченных кругах, чаще всего для его понимания требуются определённые профессиональные навыки.
Речь в данном контексте имеет универсальный характер. Она применима везде и всюду, её используют даже для перевода с частных языков, например, языка жестов или образов.
Общение посредством использования слов характерно только для человека, животные общаются на других уровнях: движения, запахи, звуки, но ни в коем случае ни при помощи слов. Иными словами у животных нет способности к речи.
Речь бывает устной и письменной, но это не вносит перемен в её природу. Речь тесно связана с мышлением. Эмоции, ощущения, переживания выражаются при помощи жестов, мимики или образов, но мысль может выражаться только словами, а её неясность приводит к путанице, и наоборот, ясное слово говорит о ясном мышлении.
В языке формируется и выражается в языке. Это не характерно для логики и абстрактного мышления, они одинаковы для всех языковых групп. Здесь речь идёт об обыденном мышлении, которое служит для выражения этнических, исторических, культурных особенностей народов, на которое влияние оказывает язык. Примечательно то, что люди, говорящие на разных языках, по-разному чувствуют и воспринимают окружающую действительность через переживания и собственную оценку. Язык фиксирует фундаментальные, жизненно важные образы, готовые оценки и восприятия реальности, которые, в свою очередь, в последствие передаются следующим поколениям.
Опираясь на данную типологию, можно утверждать, что для русского языка характерно преобладание пассивных безличных конструкций. Однако активные в нём также имеют место быть, но их употребление не такое частое. Английский язык, в этом отношении, напротив, наполнен активными конструкциями, хотя пассивный залог в нём также имеется.