Главные моменты советской литературы того времени

Основной точкой отсчета отечественной литературы стала середина 50-х годов. Данное время назвали «хрущевской оттепелью». Это связано с докладом Никиты Сергеевича Хрущева на 20 съезде партии, который состоялся в феврале 1956 года. Данное выступление положило конец культа личности Сталина. После этого пошли процессы творческих поисков и переоценки ценностей. Возникла абсолютно новая литература, благодаря которой советский читатель смог познакомится с творчеством: 

  • Кумиров молодежи: А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Р. Рождественский, Б. Окуджава, Б. Ахмадулина;
  • Прекрасных поэтов: Н. Асеева, Л. Мартынова, М. Цветаевой, А. Ахматовой, Б. Пастернака; 
  • Ярко заявивших о себе молодых прозаиков: В. Аксенов, А. Гладилин, А. Битов; 
  • Публикующегося в журналах и еще неизвестных читателю А.И. Солженицын, который толь вернулся из лагерей; 
  • Драматургов: В. Розова, А. Арбузова, А. Володина, которые преобразили советский театр и советского зрителя.

 

Замечание 1

Это все изменяло характер литературного дела и рушило традиции главного метода советской литературы, который признавался властью – это метод соцреализма. 

Интересы всех читателей изменялись также и под влиянием публикации творений мировой литературы, которая активизировалась в 60-е годы. Но, все было далеко не однозначно как в советской культуре, так и в жизни всей страны. 

Беспощадная травля обрушилась на Б. Пастернака после того, как он опубликовал за рубежом свой роман «Доктор Живаго», жестоким было сражение толстых журналов. 

Особенности характерные литературы данного периода 

Ближе к концу пятидесятых годов появились молодые, подающие большие надежды прозаики, обратившиеся к теме войны. Они исследовали довольно трагические ситуации непосредственно через восприятие обычного солдата, который был вынужден делать выбор между предательством и подвигом, смертью или жизнью. 

 

Произведения Ю. Бондарева, В. Быкова, В. Астафьева, Г. Бакланова были встречены сразу критикой очень настороженно. Главной чертой литературы 60-х годов можно назвать внимание к человеку, а не только к его социальной роли. Довольно значительным явлением в литературном процесс второй половины 20 века стала деревенская проза, которая затронула такие жизненные проблемы, что в итоге вызвала очень глубокий интерес и даже полемику. 

Замечание 2

Только оттепель очень быстро закончилась, и к концу 60-х годов уже стала жеще цензура, все, что не совпадало с партийным мнением преследовалось, в итоге пришла эпоха застоя. 

Партии необходимо было создать образ довольно активного делового человека, который преображает социалистическую действительность. Но выполнять указы партии согласились далеко не все. Очень многие писатели стремились освободиться от жесткого давления идеологии коммунизма, свои творения, которым не нашлось места в официальных журналах, начали печататься в самиздате. 

Определение 1

Самиздат представляет из себя возможность добраться до читателя, хотя бы к малому кругу иной, альтернативной культуры, которая получила название — культура андеграунда, которая стояла эстетически и идеологически в оппозиции к официальной культуре. 

Назревающие в жизни страны перемены

Когда-то цельная советская литература, которая существовала в системе одобренных партией ценностей, разрушалась на глазах. Перемены в экономической и общественно-политической жизни страны, которые получили название «перестройка» привели к новой переоценке ценностей также и в литературе. 

Цензура, которую оформили законодательно в 1990 году привела к освобождению культуры от государственного идеологического давления и контроля. 

Замечание 3

Литературные журналы принялись публиковать произведения «запрещенных» писателей В. Гроссмана, А. Рыбакова, Б. Пастернака, А. Солженицына. Тиражи журналов достигали огромных размеров.

Активно стали издавать так называемую возвращенную литературу – это литература русского зарубежья. Многие читатели познакомились с произведениями И. Шмелева, В. Набокова, Вл. Ходасевича и очень многих других русских писателей. 

Наследие литературы, которое ранее было не востребовано советской страной, к середине 90-х годов почти полностью вернулось в культурное пространство России. Довольно значительно усилила свои позиции литература современности, произведениям которой выделили свои страницы толстые журналы. Таким образом, исключительно современной литературой определяется теперь литературный процесс в России.