Одной из сфер регулирования социальной политики является обеспечение социальной безопасности как части национальной безопасности.

Определение 1

Под безопасностью понимается отсутствие опасности, или состояние системы, при которой внешние и внутренние факторы, воздействующие на нее, не приводят к ее ухудшению.

В реальности полного отсутствия угроз для системы не существует.
Социальная безопасность является элементом национальной безопасности.

Определение 2

Национальная безопасность представляет собой состояние защищенности государства и личности от воздействия угроз, которые нарушают конституционные права и свободы, а так же посягают на суверенитет, территорию и устойчивое развитие страны.

Определение 3

Социальная безопасность – это состояние  защищенности жизненно необходимых потребностей и интересов личности и общества (социальных групп) с помощью различных экономических, правовых и других мер организационного характера.

Другими словами, под социальной безопасностью понимается совокупность мер, направленных на защиту интересов народа в социальной сфере.

Закономерности функции безопасности

Существует следующие закономерности, которые характеризуют функцию безопасности: 

  1. Социальные прогресс не может полностью устранить внешние угрозы и опасности существования государства и личности.
  2. Чем больше человек имеет власти над природными явлениями, тем больше масштаб угроз всему человечеству.
  3. Количество социальных опасностей расширяется по мере усложнения организации общества и его дифференциации.
  4. Социальные угрозы поддаются модификациям и изменениям в соответствии с законами развития общества.

Система безопасности представляет собой элемент сложной социальной системы. При игнорировании проблем безопасности система сталкивается с потерями и гибелью ее элементов.

В сегодняшнем мире безопасность представляет собой особую ценность и является важнейшим фактором в общественном и индивидуальном сознании. Потребность в безопасности выражается  в реализации интересов и потребностей индивидов и социальных общностей, обеспечении условий для их нормального существования.

Реальная социальная политика должна исходить из следующих аспектов:

  • индивид существует и  действует в постоянно меняющихся потенциальных опасностях;
  • социальные опасности постоянно угрожают личности и государству, поэтому  необходима профилактика и эффективная защита от них. Данное положение является актуальным в решении социальных проблем;
  • безопасность  является приемлемым риском, т.к. нельзя обеспечить полную абсолютную безопасность, всегда существует остаточный риск.

Таким образом, безопасность представляет собой определенный уровень социальной опасности, с которым можно смириться на определенном этапе.

Субъект и объект социальной безопасности

Субъектом и одновременно объектом социальной безопасности выступают:

  • человек;
  • общество;
  • государство;
  • сообщество государств;
  • социальная группа;
  • организация (предприятие).

Все перечисленные элементы могут выступать сразу в нескольких ипостасях. Например, государство может выступать как отдельный элемент, так и как сообщество государств. Человек- как отдельная личность и как представитель определенной социальной группы.

Природная обусловленность взаимосвязи человека, общества и государства предоставляет им возможность одновременно выполнять роль  субъекта и объекта безопасности. Например, сотрудник правоохранительных органов выступает субъектом безопасности, так как обязан обеспечить безопасность на своем участке работы. Одновременно как член семьи он является  объектом безопасности, которую должно обеспечить государство, защищающие интересы семьи как социального института.

Приоритетными объектами социальной безопасности являются системы обеспечения качества и уровня жизни в стране, которые регулируются национальной социальной политикой.

Критерии социальной безопасности

В современном мире выделяют следующие критерии социальной безопасности:

  1. Своевременное разрешение и предотвращение социальных конфликтов и социальных взрывов, недопущение эскалации социальной напряженности.
  2. Предотвращение деформации социальной структуры и деградации социальных институтов, включающих в себя процессы  неадекватного социального расслоения, поляризации, маргинализации, люмпенизации и прочего.
  3. Обеспечение устойчивости социальной структуры, функционирования горизонтальной  и вертикальной социальной мобильности.
  4. Подержание адекватной системы ценностей и культурного развития общества, социальных институтов, экономической, политической и других сфер.

Социальная политика государства в первую очередь должна быть направлена на предотвращение причин появления социальных угроз, только потом на преодоление их последствий.

Основой  возникновения и развития опасных и чрезвычайных ситуаций социального характера являются социально-политические, экономические, межэтнические и межконфессиональные противоречия, серьезно нарушающие нормальное функционирование общественных отношений в различных сферах жизнедеятельности. 
Если игнорировать эти противоречия и несвоевременно решать  проблемы современного общественного развития, это может привести к различным деструктивным явлениям— войнам, конфликтам, социальным катаклизмам и т.д.