Система дошкольного воспитания
Возникновение и развитие системы дошкольного воспитания имеют свою довольно продолжительную историю, которая очень тесно связана с именами таких учёных, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, М. Монтессори, К.Д. Ушинский, А.С. Симонович, Л.Н. Толстой и другими не менее важными.
История становления системы дошкольного воспитания
Идея самой первой системы дошкольного воспитания пришла в голову Я. А. Коменскому. Автор заявлял о необходимости в учете возрастных и индивидуальных особенностях детей, также была разработана так называемая возрастная периодизация, включавшая в себя четыре типа возрастных периодов: период детства, отрочества, юности, возмужалости. Каждый из возрастных периодов охватывает соответствующий определённой школе шестилетний этап.
Для детей на приведенном возрастном этапе Я.А. Коменский обосновал принцип природосообразности воспитания, а также написал пособие «Видимый мир в картинках», при помощи которого происходило знакомство детей с предметами и явлениями окружающего мира.Более того, автором была обоснована необходимость применения наглядности, опоры на чувственно-эмоциональную сферу и нужда в речевом развитии ребёнка с ознакомлением их с окружающим миром.
Дошкольное воспитание как понятие современной дошкольной педагогики
Рассмотрение дошкольного воспитания стоит начать с определения самого понятия «воспитания».
Отличительными чертами системы дошкольного отечественного воспитания можно назвать следующие:
- динамизм;
- вариативность форм организации воспитательного процесса;
- гибкость в реагировании на запросы общества;
- разнообразие оказываемых педагогических услуг.
Особенности воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста
- Обеспечение планирования, заключающегося в овладении содержательным компонентом программы ДОО.
- Варьирование содержания, форм и методов работы с дошкольниками, исходя из условий конкретной ситуации.
- Реализация личностно-ориентированного подхода в ходе обеспечения индивидуальной траектории развития воспитанников.
- Формирование личностно-ориентированной образовательной среды, дающей возможность обеспечить дошкольников: безопасностью, любовью и признанием, способностью организовывать значимую деятельность. Также образовательная среда должна способствовать самопознанию, развивать познавательные потребности ребенка.