Роль личности в истории. Проблемы формирования личности
Личность в историческом процессе
Историю могут творить лишь люди и только люди. Только благодаря учету объективных условий, которые определяют человеческие действия, появляется возможность объяснить и научно обосновать роль конкретных социальных сил, общественных движений, партий и исторических деятелей в жизни общества.
В конце концов, формат деятельности личности определяют исторические условия. Никакой из деятелей, даже самый выдающийся, не может выйти за этот формат. Если не созрели определенные предпосылки для более высокой ступени развития общества (в соответствии со сферами его жизни), то ни один политик, даже харизматическая личность, не может спровоцировать переход к ней своими собственными личными действиями. В самом удачном случае он может ускорить ход общественных процессов.
Обычно великие исторические деятели и великие идеи общества, которые они создают и выражают, появляются в кризисные, переломные моменты всемирной истории или истории определенной нации. Однако это не великие эпохи созданы великими личностями, это великие эпохи являются благоприятным условием для того, чтобы талант и гений той или иной личности мог созреть, сформироваться и реализоваться в деятельности.
Проблема формирования личности
Процесс формирования личности является многоплановым, именно поэтому о нем принято говорить, как о проблеме. С точки зрения обыденного сознания формирование гармоничной и всесторонне развитой личности проявляется в том, что она должна все уметь и знать. Подобная позиция является достаточно наивной. Формирование личности проходит в сложнейших общественных процессах, в переплетении большого количества социальных факторов. Личность формируется в процессе прямого и косвенного воздействия на человека всей системы общественных институтов. Именно поэтому диалектика системы «институт–человек» и «человек–институт» важна. Это взаимодействие имеет только одну цель – формирование человека со сложившимся сознанием, психикой, деятельностью и личностной культурой, т.е. – всесторонне развитой личности, которая обладает обширным набором потребностей, которые соответствуют ее развитым индивидуальным способностям. Если такой цели нет, а у индивида присутствует огромное количество потребностей, но нет никаких способностей для того, чтобы их реализовать, то нельзя вести разговор о развитой и сформированной личности. В данной ситуации мы имеем дело с индивидуумом, обладающим завышенными потребностями и скромными способностями, в результате чего формируется тип человека девиантного поведения, которому свойственна делинквентность и негативная оценка общества. Поэтому в процесс формирования личности обязательно входит ее воспитание и последующее развитие. В общих чертах процесс выглядит следующим образом: формируется личность, которую затем целенаправленно воспитывают общественные институты, в процессе чего ей прививают установки и в результате формируется личностный уровень индивида, как продукт этой деятельности, способный к самодеятельности.
Значение проблемы формирования гармонически развитой личности на практике заключается в следующем:
- Развитая личность – это самоцель человечества, которая отвечает на вопрос о смысле общества и работе исторических системообразующих институтов его жизни (сфер);
- Развитая личность, под которой понимают гармоничную совокупность индивидуальных способностей и потребностей) является социальным критерием общественного прогресса, определяет функционирование базовых структур страны, нации и государства;
- Развитая личность является целью самого человека, его деловой и творческой персонификацией;
- Развитая личность является высшей социальной целью правового государства и гражданского общества;
- Системный подход к формированию и развитию гармонической личности (биопсихического субстрата, сознания, личностной культуры и деятельности) позволяет связать между собой структуру деятельности всех социальных и общественных институтов, начиная с семьи.