Основные замечания по культуре советского периода

На сегодняшний день к советской культуре так и не образовалось однозначного отношения. Одни из исследователей полагают, что данный период не имеет никакого интереса, а вот другие рассуждают о эпохе советов как о очень значительном отрезке в истории культуры России. 

На самом деле, культура того времени представляет из себя явление многоплановое, и потому поводу очень сложное. Культура пришла и уничтожила в пламени гражданской войны и революции, культуру крестьянства и дворянскую. 
А вот культуры пролетариата к тому времени не сложилась. Основа советской культуры заключается в культуре лагерей и культуре военных люмпенов. На различных слоях развития советского государства отношение между данными составляющими было очень разным.

Советская культура и ее характерные черты

Главным отличием культуры 20-х годов были склонность к разговору культур и плюрализм, развивалась культура инакомыслия, которая проявлялась в творчестве: 

  • писателей и поэтов: А. Белого, А. Блока, И. Н. Гумилева, Бунина, О. Мандельштама В. Короленко, А. Ахматовой. 
  • таких художников как: М. Шагал, В. Кандински., 
  • композиторов Ф. Шаляпина,С. Рахманинова, И. Стравинского. 

Но уже в 30-50 года начинает образовываться культура тоталитаризма, это когда всякое инакомыслие очень жестоко подавляется. 

Замечание 1

Задаче построения социализма было нужна культурная революция, которая заключалась в уничтожении безграмотности и создании системы средних и высших специальных учебных заведений; создании библиотек, научно-исследовательских институтов, развития театров и тому подобных. 

В итоге культурной революции, роста и развития больших городов, очень активного переселения в них сельских людей стала возникать гибридная культура, которая отличалась динамическим, неустойчивым, неравновесным характером. Главными признаками этой культуры стали черты фабричной системы, которая очень отличалась планомерностью, тенденцией к концентрации, широкой регламентацией деятельности, трудовой и массовостью дисциплиной и так далее. В отношении литературы и искусства в 30-50гг. происходило уничтожение разных художественных течений из-за принятия доктрины социалистического реализма (это происходило в 1934 году). 

 

Все остальные направления были признаны вне закона, независимые группы художников были удалены. Так, к примеру, после как умер К. Малевич картины авангардистского художника- больше не выставлялись, и все, что попало в музеи, было хорошо спрятано в запасниках. 

Замечание 2

Центром культуры массовости Советского Союза была социокультурная мифология, которая была создана тоталитаризмом, ее основными чертами были вульгаризация всех явлении современности либо истории, это упрощенная форма для полуграмотной массы, двухцветный взгляд на мир, обожествление вождя, псевдооптимизм. 

Но произведения часто были значительно глубже своего жанра, так как в обрамлении этого течения деятели искусства творили свои известные произведения, среди них: 

  • писатели: М. Шолохов, М. Горький, Толстой А. Фадеев, А., 
  • композиторы: Н.Я. Маяковский, Д. Шостакович,
  • режиссеры: В. Пудовкин, С. Эйзенштейн, А. Довженко. 

Культура оттепели в советском периоде

Оттепелью назвали культуру 60-х годов. К тому времени фабричная система уже достигла своей высшей точки и стала меняться. Началом оттепели принято считать появление в 1954 году повести Оттепель, которую написал И. Эренбург. 

Политическая и нравственная позиции деятелей культуры того времени, отказавшихся от сталинизма, стали стихи, пьесы, проза А. Солженицына, Е. Евтушенко, А. Аксёнова, А. Вознесенского, фильмы М. Хуциева и постановки театра «Современник». 

Культура 70-80-х годов ХХ века имела отличие в том, что, пережив хрущевскую оттепель, советские люди начали задумываться над возможными путями дальнейшего развития культуры, в рамках которой стала основываться противоречивость: во-первых, искусство было обращено к романтике революционного периода и стремилось найти там духовную опору; во-вторых – все чаще проявлялись безысходные настроения, безнадежность. 

Замечание 3

Появилась неофициальная и официальная, диссидентская, культура, при всем том, что официальная литература становилась все больше догматичной. В связи с тем, что к этому времени выросло уже несколько поколений людей, которые были воспитаны в советское время, влияние идеологии значительно возросло, но при этом с середины 70-х годов в обществе возникает процесс отказа от ценностей «развитого социализма». И с этим 70-80 года. заметно обогатили русскую культуру – это время В. Распутина, А. Астафьева, Р. Газматова, Ч. Айтматова.