Само по себе определение психологического типа культур исследуется в русле теории эволюционизма. Данное направление издавна предпринимало попытки объединить культуры с позиции психологии народов. Данная концепция появилась благодаря таким немецким ученым как Мориц Лацарус и Хайман Штейнталь, которые полагали, что люди из одного социума будут обладать одинаковым народным духа из-за единства среды обитания и происхождения.

Определение 1

Народным духом называют психическую схожесть индивидов, которые принадлежат к одному народу, а также одновременно является их самосознанием. При этом под народом понимают некую совокупность людей, видящих себя как единый народ, причисляющих себя к нему.

Наука «Психология народов»

Штейнталь и Лацарус ставили перед собой следующие важные задачи:

  • Понять с точки зрения психологии сущность народного духа и его действия;
  • Определить законы внутренней духовной деятельности народа;
  • Установить причины разрушения особенностей любого из народов.

По мнению авторов, этническая психология – это объяснительная наука, которая толкует законы духовной жизни народов и духовную природу всего человеческого рода. Как результат «Психология народов» развивалась в двух основных направлениях:

  • Этноисторическая психология;
  • Психологическая этнология.

Этнопсихологическую концепцию разработал ученый В. Вундт в конце XIX века. В ее основе лежала идея о том, что нельзя сводить индивидуальные и общепсихологические процессы. Вундт ввел понятие «душа народа» — не просто суммы индивидов, а также совокупность их своеобразных связей, закономерностей развития этого социума, куда относятся представления, устремления, чувствования или, согласно терминологии Вундта, коллективная творческая деятельность.

Вундт полагал, что народный дух необходимо изучать посредством анализа языка, мифов и обычаев.

Исследования Рут Бенедикт

В первой половине XX века было много споров о том, как соотносятся психология и культурология. В этот период отсутствовала теория, дающая возможность сохранить баланс между культурологическими и психологическими крайностями. Ее предложила ученица Боаса Рут Бенедикт в своей работе «Модели культуры», само появление которой было очень значительным событием. Рут Бенедикт пыталась не только описывать какую-то культуру, а показывать ее как нечто целое, которое обладает уникальной, неповторимой конфигурацией внутрикультурных элементов, которые объединяются одной культурной темой, определяющей не только соотношение элементов, но также еще и их содержание.

Такие элементы как религия, экономика, семейная жизнь, политические институты образуют уникальную структуру каждой культуры. Особенности конфигурации культуры проявляются во всех сферах жизнедеятельности человека.

В своих исследованиях Р. Бенедикт ставила под сомнения традиционные представления о том, что исторический процесс является линейным, и говорила о том, что число «конфигураций культуры» неограниченно.

В своих работах «Конфигурации культур в Северной Америке» и «Психологические типы культур Юго-Запада» Р. Бенедикт выделяла несколько типов.

Пример 1

К примеру, она характеризовала апполоновский тип культуры индейцев пуэбло следующей моделью поведения – индивиды живут в определенной группе, подчиняясь ей и воздерживаясь от проявлений отрицательных эмоций, т.к. для данного общества неприемлемы явное выражение насилия, ревности или гнева. Таким образом, у представителей данной культуры с детства воспитывают толерантность.

Для дионисийского типа культуры индейцев plains характерны отсутствие сотрудничества, взаимодействия, также поощряется индивидуализм и часто встречаются открытые формы насилия. Почетом и авторитетом пользуются бесстрашные и агрессивные члены общества.

Для параноидного типа культуры жителей острова Добу характерны подозрительность и конфликты. Отмечается наличие враждебности, которая пронизывает многие отношения – семейные, соседские, даже между деревнями. Для них характерна мысль о том, что успех одного из членов общества означает то, что другого постигнет неудача. Там распространена черная магия.

Таким образом, Рут Бенедикт определила решающую роль культуры при создании разных национальных типов.