Понятие, структура и виды социальных установок
Характеристика процесса социализации способна объяснить, как личность усваивает социальный опыт и, наряду с этим, активно воспроизводит его. При этом формирование соц. установок личности может дать ответ на вопрос, как усвоенный социальный опыт преломляется личностью, конкретно проявляя себя в поступках и действиях человека.
Д. Узнадзе сформулировал установку посредством целостного динамического состояния готовности к соответствующей активности. Подобное состояние может быть обусловлено с помощью факторов потребности субъектов и определенной объективной ситуацией. Настрой на поведение для удовлетворения определенной потребности в этом случае закрепляется при повторении ситуации. Ученый полагал, что установки являются основой избирательной активности индивида, являясь показателем вероятных направлений деятельности. Зная социальные установки людей, легко прогнозируются их действия.
На житейском уровне определение социальной установки используется в основном значении, которое близко к определению «отношение». В. Н. Мясищев, разработавший концепцию отношений человека, отмечал, что отношение можно понимать в качестве системы временных связей людей как личностей-субъектов со всей действительностью, включая ее отдельные стороны. При этом отношение детерминирует направленность поведения личности в будущем. Л. И. Божович, исследуя формирование личности в детском возрасте, полагала, что направленность формируется в качестве внутренней позиции личности в отношении к социальному окружению, в том числе к отдельным объектам социума. Хотя эти позиции часто являются различными в случае многообразных ситуаций и в отношении разных объектов, в них фиксируется некая общая доминирующая тенденция. В итоге прогнозируется поведение личности в неизвестных раньше случаях в отношении неизвестных ранее объектов. Направленность личности представляет собой предрасположенность к действиям определенным образом. Она может охватывать всю сферу жизнедеятельности человека. Понятие «направленность личности» представляет собой однопорядковое понятие с термином «социальная установка». В концепции деятельности социальная установка интерпретируется в качестве личностного смысла, который порождается отношением мотива и цели ( предположение А. Г. Асмолова, А. Б. Ковальчука).
Сущность аттитюда
Западная социальная психология, обозначая социальные установки, использует понятие «аттитюд». Первоначально в 1918 г. У. Томас и Ф. Знанецкий вводят в социально-психологическую терминологию понятие аттитюда, определяемое как «психологическое переживание индивидами ценности, значений, сути социального объекта». Оно представляло собой состояние сознания индивидов, которое регулировало отношение и норматив в поведении человека по отношению к определенному социальному объекту, вызывающему психологическое переживание ценности или смысла, который несет социальный объект. Социальный объект может быть представлен личностью, группой, социальной нормой или явлением, организациями, социальными институтами, включая право, экономику, брак, политику.
Таким образом, была обнаружена зависимость аттитюда и предшествующего опыта, включая его важную регулятивную роль в поведении. Аттитюд представляет собой латентное (скрытое) отношение к социальной ситуации (объекту). Он характеризуется модальностью, по этой причине о нем судят с позиции набора высказываний.
Можно выделить 4 функции аттитюдов:
- приспособительную (утилитарную, адаптивную, в соответствии с которой аттитюд направляет субъекта к объектам, служащим достижению его целей;
- функцию знания, когда аттитюд определяет упрощенные указания по отношению к способу поведения в отношении конкретного объекта;
- функцию выражения (ценность, саморегуляция), когда аттитюд выступает в качестве средства освобождения субъекта от внутреннего напряжения, когда он может выражать себя как личность;
- функцию защиты, когда аттитюд влияет на разрешение внутренних конфликтов личности.
М. Смит в 1942 году определил трехкомпонентную структуру аттитюда, в которую включил:
- когнитивный компонент в форме осознания объектом социальной установки;
- аффективный компонент в виде эмоциональной оценки объекта, чувства симпатии или антипатии к нему;
- поведенческий (конативный) компонент, проявляющийся привычным поведением в отношении объекта.
Социальную установку определяли в качестве осознания, оценки, готовности действовать.
Установки могут формироваться:
- под воздействием других людей (родителей, СМИ), они «кристаллизуются» к 20-30 годам, меняясь затем с трудом;
- на основе личного опыта в часто повторяющихся ситуациях.
Установка представляет собой убеждение или чувство, которое способно влиять на реакции человека. Если он убежден, что от определенного человека исходит угроза, то начинает испытывать неприязнь к нему, начиная действовать недружелюбно. Большое число исследований 1960-х гг. показали: то, что человек думает и чувствует, часто имеет мало общего с его поведением в реальности. Так, установили, что отношение студентов к шпаргалкам очень мало связано с тем, как часто они их используют. Эксперименты Р. Лапьера показали, что аттитюд (отношение людей к определенному объекту) может не совпадать или противоречить поведению людей. М. Рокич полагал, что человек обладает одновременно двумя аттитюдами: по отношению к объекту и к ситуации. «Включаться» может как один, так и другой аттитюд. В различных случаях проявление находит как когнитивный, так и аффективный компонент аттитюда. По этой причине можно говорить о разных результатах поведения человека (Д. Кац и Э. Стотленд). Дальнейшие исследования 1970-х и 80-х гг. показали, что установки человека в действительности влияют на его действия при определенных условиях: при минимальном влиянии других воздействий, внешнего влияния на слова и действия, при связи установки с конкретными действиями, при условии потенциального действия установки с доведением до сознания человека. В таких ситуациях человек будет твердо придерживаться того, во что верит.
Установка способна регулировать деятельность на трех иерархических уровнях: смысловой, целевой и операциональный. На первом из них установки могут определять отношение личности к объектам, которые обладают личностным значением для человека. Целевые установки определяют относительно устойчивый характер протекания деятельности. Они относятся к конкретным действиям и стремлению людей доводить начатое дело до конца. В случае прерывания действия, происходит сохранение мотивационного напряжения для обеспечения человеку соответствующей готовности продолжать ее. Эффект незавершенного действия впервые открыл К. Левин и основательно исследовал В. Зейгарник. На операциональном уровне установки обусловливают принятие решения в определенных случаях, способствуя восприятию и интерпретации обстоятельств через прошлый опыт поведения человека в похожих ситуациях и прогнозирование возможностей адекватно и эффективно действовать.