Общие замечания по данному периоду

Некоторые исследователи считают, что развиваться литература XX века начала только в 90-х годах 21 столетия. В этой ситуации главной переходной фигурой выступает Антон Павлович Чехов, который творчески принадлежал как к XX, так и к XIX векам. Он же стал не только прекрасным классиком малого жанра, но и также реформатором театра и драматургии. Хотя одна из его последних пьес «Вишневый сад» (написана в 1903 году), хоть и была создана позже горьковской «На дне» (написана в 1902 году) представляется в большей степени завершением традиций уходящего века, а не началом вступления в новый век. 

Символисты и следующие им модернистские направления, а также Андреев, Горький, Бунин — это уже, бесспорно, двадцатый век, даже несмотря на то, что большое количество из них начинали творить в календарном XIX-м веке. Это все противоречит принципу связывать образование литературы XX века вместе с революцией 1917года и гражданской войной, который приняли в советском литературоведении. 

Замечание 1

После того, как к власти пришли большевики в 20-е годы, был создан особенный слой литературы, который можно в свою очередь, охарактеризовать как литература творческого эксперимента и демократии (модернизм 20-х годов, взлет сатиры). 

Литературы XX века и ее характерные черты

В те времена появились известные романы Максима Горького: «Егор Булычов и другие», «Васса Железнова», эпопея «Жизнь Клима Самгина». В этих произведениях автор обращается к социально-бытовым темам России дореволюционной, а также к проблеме «слабого человека». 

Поэзия России в 20-30 годы представлена целым скоплением поэтов, относящихся к Серебряному веку. Их творчество приобрело довольно трагический отблеск в годы советского режима. Таким образом, творчество Владимира Маяковского — это своего рода попытка создания социалистического мифа и полное разочарование в действиях власти, поэзия Сергея Есенина воспроизводит судьбу человека, который безуспешно пытается найти свое место в быстром водовороте истории, стихи Марины Цветаевой в своем большинстве посвящены проблемам ненужности поэта на Родине и не очень удачной эмиграции. Произведения Анны Ахматовой, Бориса Пастернака, Осипа Мандельштама не менее сложны и также наполнены трагизмом произведения. 

 

Жанр сатиры и его представители

Замечание 2

Тоталитарный режим призывает к жизни многие литературные жанры такие, как фантастика и антиутопия. Среди произведений данного направления очень знаменит: роман-антиутопия «Мы», написанный Замятиным в 1920 году, но вышел он в  России только в 1988 году и направлен он был против тоталитарного общества с его непреодолимым стремлением к разрушению духовной личностной жизни; бессмертное произведение «Собачье сердце», которое было написано Булгаковым, вместе с его острой сатирой и разоблачением победившего гегемона. 

Очень яркими представителями жанра сатиры выступают Ильф, Зощенко, Петров и другие авторы. В 30-е годы появились такие прославленные произведения, как: 

  • «Повесть непогашенной луны», написанная Пильняком, 
  • «Тихий Дон», созданный Шолоховым, 
  • «Петр I» написал А. Толстой, 
  • «Котлован» создал Платонов. 

 

В данных творениях авторы пытались обосновать свое видение истории, свое понимание очень сильной личности и тех процессов, которые происходили в Советском государстве, о том, как революция ломала людей и их отношения друг с другом. 

Общечеловеческие понятия родины, чести и дома – это основные приоритеты Булгакова, которые пытается донести до читателя на страницах своих романов и пьес. Он описывает подвиг и благородство белых офицеров в такой драме как «Дни Турбиных», описывает трагедию потери Родины в произведении «Бег», пишет очень знаменитый роман «Мастер и Маргарита», в котором идет речь о поиске своих начал человеком (творчество, любовь). 

Литература русского зарубежья и литература русской эмиграции

Замечание 3

Наряду с развитием в Советской стране литературы, возникает так называемая литература русского зарубежья. Писатели-эмигранты увезли с собой свою Россию и реализовали ее в своих многочисленных произведениях так, как не хотели и не могли ее описывать советские писатели. Они мечтали перестроить весь мир, русские литераторы-эмигранты хотели восстановить и сохранить культурные ценности, которые существовали ранее. И то, и другое было несбыточной мечтой, так как нельзя построить на земле рай при помощи адских средств, как и нельзя вернуть все то, что уже стало прошлым. 

Естественно, литература русской эмиграции в какой-то степени тоже испытала определенное влияние революции. Можно припомнить «Солнце мертвых» Шмелева либо «Окаянные дни» Бунина, поэзию Георгия Иванова, Владислава Ходасевича, Марины Цветаевой, Игоря Северянина. Военная тема в эмигрантской литературе тоже имела свои определенные особенности. 

Эмигранты знали не Великую Отечественную, а вторую мировую войну и первыми обратили внимание на несостыковки военного времени, среди них Юрасов, Ржевский, отчасти Ширяев), хотя, бесспорно, тема Великой Отечественной – это достояние, в первую очередь советских писателей. Даже Солженицын эту тему затрагивает только в связи с «лагерной»: война способствовала соединению народа, а для писателя наиболее важным представляется анализ истоков проявления разделения нации, который стал в итоге, самой большой трагедией XX в.