Зарождение общих основ педагогики относится к началу появления человеческого сообщества. Педагогическая наука – одна из древнейших отраслей деятельности человека, неразрывно связанная с развитием индивидуума и отношений в обществе. Процесс модернизации всех сторон жизни не мог не сопровождаться передачей опыта последующим поколениям. Объем накапливаемых человечеством знаний и опыта постоянно возрастал, и задача их трансляции потомкам становилась все более трудоемкой и требовала специальной организации процессов воспитания и обучения.

Путь развития педагогики был сложен и неоднозначен, закономерности выявлялись постепенно. Только в XVII веке педагогику определили как самостоятельную отрасль научного знания. Теоретические выкладки и предположения преобразовывались в научно-обоснованную систему, а практическое ее применение становилось чуть ли не искусством. Педагогика поставила целью выявить и изучить суть и закономерности педагогического процесса, как инструмента для развития личности.

Объект, предмет и функции педагогики

Определение 1

Объектом изучения педагогической науки является развивающийся человек.

До 50-х годов XX века за объект педагогики принимали детей, их родителей и специалистов в сфере образования. Однако скоро была осознана потребность развивать педагогику взрослого человека, поскольку развитие – процесс, продолжающийся весь жизненный путь личности, от рождения до смерти. Так, в отдельные направления выделились педагогика военных, спортсменов, коллективов и т.п. Реалии современной жизни с ее постоянными активными изменениями стали основой для еще большего расширения объективного поля в педагогике. На данный момент можно утверждать, что педагогика являет собой научное течение, исследующее не только детство и школу, но и в общем жизнь человека. Можно ли было предположить у истоков педагогики, что ее основы будут широко применяться для изучения многих вопросов, касающихся государства и общества? Роль, отводимая педагогической науке, отвечает реалиям нынешнего времени; накладывает на нее повышенную ответственность перед обществом.

Определение 2

Предмет педагогики – это воспитание в самом широком его понимании: как процесса трансляции накопленного социального опыта последующим поколениям. Но также предметом определяется педагогический процесс обучения и воспитания личности на всех жизненных этапах, для которого характерна его целенаправленная организация.

Основой квалифицированной педагогической деятельности является глубокое знание педагогических проблем и явлений и их практическое эффективное применение. Согласно сказанному возможно выделить такие функции педагогики:

  • общетеоретическая (установление закономерностей и принципов организации процессов);
  • прогностическая (обоснование развития педагогической действительности и образования);
  • практическая (совершенствование педагогической практики).

Основные педагогические категории

К категориям науки принято относить понятия, отражающие ее общие основы. Основные педагогические категории это: образование, воспитание, обучение, развитие.

Воспитание осуществляет осознанное целенаправленное влияние на личность, формирование у нее определенного отношения к явлениям внешней среды, мировоззрения индивидуума и социально приемлемого поведения. Педагогическая наука ставит целью изучить сущность воспитания, установить законы воспитательных процессов, выявить перспективы развития, эффективный инструментарий и исследовать особенности каждого вида воспитания (умственное, физическое, трудовое, эстетическое, духовно-нравственное, экологическое).

Воспитание – основной инструмент развития, который является поэтапным процессом изменений в физиологии и духовной составляющей. Принято подразделять развитие человека на физическое, психическое, духовное и социальное.

Базовая задача воспитательного процесса – передать накопленный человеческим сообществом опыт последующему поколению, что подлежит реализации посредством образования. Образование включает в себя процесс усвоения и аккумуляции знаний, навыков, умений. Образование может быть общим и специальным; подразделяется на начальное, среднее и высшее.

В составе образования отдельно говорят об обучении – процессе непосредственной трансляции информации обучаемому при взаимодействии с педагогом. Обучение состоит из двух этапов: преподавание (осуществляется передача знаний, умений, навыков) и изучение (осмысление, принятие, анализ обучаемыми «входящей» информации).

Все категории педагогики находятся в тесной взаимосвязи, дополняют и усиливают друг друга, делая развитие человека всесторонним.

Связь педагогики с другими науками

Развитие педагогической науки происходит во взаимосвязи с другими научными направлениями, такими как философия, психология, биология, медицина, социология, политология, этнография, что породило симбиоз смежных направлений: социальная педагогика, педагогическая психология, коррекционная педагогика и т.д.

Вполне очевидно, что самым прочным, лежащим у истоков, является «партнерство» педагогики и философии, чьи идеи и стали базисом для формирования педагогический утверждений, послужили методологическим фундаментом. Педагогика и психология также очень сильно и устойчиво переплетены между собой, поскольку давно стала очевидной необходимость учитывать ту реальность, с которой имеет дело обучаемый или обучающий.

Биологию и педагогику объединило изучение общего вопроса: взаимодействие природных и социальных факторов развития личности.

Результатом связи педагогики и медицины стало выделение такого направление как коррекционная педагогика. Здесь предмет деятельности – дети с врожденными или приобретенными ограничениями в развитии. Коррекционная педагогика совместно с медициной стремится разработать и внедрить средства терапевтического действия, облегчающие процесс социализации.

Взаимодействие педагогики и экономики сложно и неоднозначно, но имеет большую значимость: разработки педагогической сферы нуждаются в экономическом стимулировании, что есть важный фактор ее развития.

Педагогика и социология также имеют общие интересы и цели: планирование образования, установление тенденций развития каждого из слоев населения, общих черт и законов социализации, воспитания.

Замечание 1

Крайне важно понимать, каким образом связана политология и педагогика: на любом этапе развития педагогического учения концепция образования отражала положения идеологии главенствующих партий и классов.

В целом, можно говорить, что вклад многих наук в систему воспитания и образования велик, но лишь сама педагогика непосредственно изучает глубокую сущность воспитательного процесса, который связан напрямую с человеком и его взаимодействием с педагогом.