Педагогика: краткий экскурс по науке
Зарождение общих основ педагогики относится к началу появления человеческого сообщества. Педагогическая наука – одна из древнейших отраслей деятельности человека, неразрывно связанная с развитием индивидуума и отношений в обществе. Процесс модернизации всех сторон жизни не мог не сопровождаться передачей опыта последующим поколениям. Объем накапливаемых человечеством знаний и опыта постоянно возрастал, и задача их трансляции потомкам становилась все более трудоемкой и требовала специальной организации процессов воспитания и обучения.
Путь развития педагогики был сложен и неоднозначен, закономерности выявлялись постепенно. Только в XVII веке педагогику определили как самостоятельную отрасль научного знания. Теоретические выкладки и предположения преобразовывались в научно-обоснованную систему, а практическое ее применение становилось чуть ли не искусством. Педагогика поставила целью выявить и изучить суть и закономерности педагогического процесса, как инструмента для развития личности.
Объект, предмет и функции педагогики
До 50-х годов XX века за объект педагогики принимали детей, их родителей и специалистов в сфере образования. Однако скоро была осознана потребность развивать педагогику взрослого человека, поскольку развитие – процесс, продолжающийся весь жизненный путь личности, от рождения до смерти. Так, в отдельные направления выделились педагогика военных, спортсменов, коллективов и т.п. Реалии современной жизни с ее постоянными активными изменениями стали основой для еще большего расширения объективного поля в педагогике. На данный момент можно утверждать, что педагогика являет собой научное течение, исследующее не только детство и школу, но и в общем жизнь человека. Можно ли было предположить у истоков педагогики, что ее основы будут широко применяться для изучения многих вопросов, касающихся государства и общества? Роль, отводимая педагогической науке, отвечает реалиям нынешнего времени; накладывает на нее повышенную ответственность перед обществом.
Основой квалифицированной педагогической деятельности является глубокое знание педагогических проблем и явлений и их практическое эффективное применение. Согласно сказанному возможно выделить такие функции педагогики:
- общетеоретическая (установление закономерностей и принципов организации процессов);
- прогностическая (обоснование развития педагогической действительности и образования);
- практическая (совершенствование педагогической практики).
Основные педагогические категории
К категориям науки принято относить понятия, отражающие ее общие основы. Основные педагогические категории это: образование, воспитание, обучение, развитие.
Воспитание осуществляет осознанное целенаправленное влияние на личность, формирование у нее определенного отношения к явлениям внешней среды, мировоззрения индивидуума и социально приемлемого поведения. Педагогическая наука ставит целью изучить сущность воспитания, установить законы воспитательных процессов, выявить перспективы развития, эффективный инструментарий и исследовать особенности каждого вида воспитания (умственное, физическое, трудовое, эстетическое, духовно-нравственное, экологическое).
Воспитание – основной инструмент развития, который является поэтапным процессом изменений в физиологии и духовной составляющей. Принято подразделять развитие человека на физическое, психическое, духовное и социальное.
Базовая задача воспитательного процесса – передать накопленный человеческим сообществом опыт последующему поколению, что подлежит реализации посредством образования. Образование включает в себя процесс усвоения и аккумуляции знаний, навыков, умений. Образование может быть общим и специальным; подразделяется на начальное, среднее и высшее.
В составе образования отдельно говорят об обучении – процессе непосредственной трансляции информации обучаемому при взаимодействии с педагогом. Обучение состоит из двух этапов: преподавание (осуществляется передача знаний, умений, навыков) и изучение (осмысление, принятие, анализ обучаемыми «входящей» информации).
Все категории педагогики находятся в тесной взаимосвязи, дополняют и усиливают друг друга, делая развитие человека всесторонним.
Связь педагогики с другими науками
Развитие педагогической науки происходит во взаимосвязи с другими научными направлениями, такими как философия, психология, биология, медицина, социология, политология, этнография, что породило симбиоз смежных направлений: социальная педагогика, педагогическая психология, коррекционная педагогика и т.д.
Вполне очевидно, что самым прочным, лежащим у истоков, является «партнерство» педагогики и философии, чьи идеи и стали базисом для формирования педагогический утверждений, послужили методологическим фундаментом. Педагогика и психология также очень сильно и устойчиво переплетены между собой, поскольку давно стала очевидной необходимость учитывать ту реальность, с которой имеет дело обучаемый или обучающий.
Биологию и педагогику объединило изучение общего вопроса: взаимодействие природных и социальных факторов развития личности.
Результатом связи педагогики и медицины стало выделение такого направление как коррекционная педагогика. Здесь предмет деятельности – дети с врожденными или приобретенными ограничениями в развитии. Коррекционная педагогика совместно с медициной стремится разработать и внедрить средства терапевтического действия, облегчающие процесс социализации.
Взаимодействие педагогики и экономики сложно и неоднозначно, но имеет большую значимость: разработки педагогической сферы нуждаются в экономическом стимулировании, что есть важный фактор ее развития.
Педагогика и социология также имеют общие интересы и цели: планирование образования, установление тенденций развития каждого из слоев населения, общих черт и законов социализации, воспитания.