Педагогика: история и ее разделы
Понятие о педагогике
Педагогика представляет собой общность познаний, находящихся в основе отображения, изучения, создания, планирования и прогнозирования методов совершенствования педагогической деятельности и поиска эффективных педагогических систем.
Дословно “педагогика” переводится как “водить детей”. В России такие понятия как “воспитатель” и “воспитание” были очень схожими с терминами “педагог” и “педагогика”.
Понятие об образовании
С данной точки зрения, образование рассматривается как неотъемлемый аспект жизни общества, то есть как общественное проявление. Образование выделилось в отдельную область общественной жизни с того момента, когда процесс представления знаний и практического опыта стал обособляться от других видов деятельности общества, став занятием для людей, сознательно занимающихся обучением и воспитанием. Как раз тогда начали формироваться социальные структуры и общественные учреждения с целью накопления и распространения знаний.
Как общественное явление, образование является реальной социальной значимостью. На внутренние умственные, научно-технические, нравственно-цивилизованные и экономические ресурсы человечества напрямую влияет уровень развитости образовательной сферы. Однако в силу общественной природы и исторического характера образование, в свою очередь, определяется историческим типом общества, выполняющим данное общественное назначение. Оно указывает на задачи общественного преобразования, уровень развития экономики и образования в обществе, политические и идеологические направления, поскольку педагоги с учениками являются субъектами социальных связей.
Как категория, образование рассматривается с разных сторон, а именно, как:
- Значимость формирующегося человека и общества в целом;
- Воспитательный и образовательный процесс человека;
- Результаты процесса воспитания и обучения;
- Система образования.
Образование как объект
Цели образования определяют его сущность. В современном обществе под образованием понимается следующее:
- Система познаний о сущности, обществе, оборудованиях и человеке;
- Система методов деятельности, меняющихся в результате познания умений и навыков;
- Способности изобретательной активности, обеспечивающие становление творческих данных личности;
- Система взаимоотношений к окружающем среде и людям.
Все эти аспекты в совокупности создают совершенствование различных свойств человека, его духовную, поэтическую, эстетическую культуру, ценности, принципы.
В педагогике рассматривается содержание образования, его регулярность, характер и пути развития, разрабатываются теории и способы воспитания, описываются его принципы, сущность, формы и методы.
На начальной стадии становления человеческого общества образование осуществлялось в процессе деятельности младшего поколения в жизни взрослых (игровой, традиционной, общественной, производственной). Суть образования заключалась в усвоении жизненно-практического опыта и норм, передававшихся от поколения к поколению.
По мере усложнения труда и деятельности увеличивалось количество знаний, умений, способностей, необходимых для усвоения человеком. В результате этого воспитание выделилось в особенную сферу общественной жизни. Все более значимое значение обретает систематическое воспитание, главная функция которого заключалась в выборе системы знаний и их направленной передаче.
Вследствие формирования производственных отношений воспитание становилось одной из главных функций государства. При этом органы государственного управления постепенно совершенствовали систему воспитания. Появление и становление системы социального воспитания с XVII века определило значительный подъем науки о воспитании – педагогики, и внимание к ее проблемам в других науках. Постепенно возникали разные понятия воспитания (авторитарное, свободное, естественное и пр.), подготовленные на совершенно разных теоретических началах.
Одной из главных функций воспитания является передача накопленного обществом опыта новому поколению, которая осуществляется в процессе воспитания. Образование выступает той стороной воспитания, которая включает в себя систему научных и культурных ценностей, накопленных предыдущим поколением. Посредством намеренно основанных образовательных организаций, объединенных в цельную образовательную систему, выполняется передача и освоение опыта поколений в соответствии с целями, содержанием, структурой с помощью специально обученных педагогов.
В буквальном смысле “образование” переводится как “образование образа”, то есть это некая оконечность воспитания согласно сформированного возрастного уровня. В этом понимании образование рассматривается как результат изучения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений и взаимоотношений.
В образовании выделяют процессы, которые означают непосредственно акт распространения и усвоения практического опыта. Обучение является основой образования.
Процесс обучения включает 2 компонента:
- Преподавание (в результате него передается система знаний, умений, опыта);
- Учение (изучение опыта посредством его восприятия, осмысления, преобразования и использования).