Определение 1

Педагогика является наукой о воспитании, обучении и образовании на всех стадиях индивидуального и профессионального преобразования.

Понятие о педагогике

Педагогика представляет собой общность познаний, находящихся в основе отображения, изучения, создания, планирования и прогнозирования методов совершенствования педагогической деятельности и поиска эффективных педагогических систем.

Определение 2

Педагогика в системе образования – это наука о воспитательных отношениях, которые появляются в процессе взаимозависимости воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением, и направлены на становление личности.

Определение 3

Педагогика – наука, которая изучает сущность, правомерность, правила, способы и характер человеческого образования и воспитания.

Дословно “педагогика” переводится как “водить детей”. В России такие понятия как “воспитатель” и “воспитание” были очень схожими с терминами “педагог” и “педагогика”.

Понятие об образовании

Определение 4

Образование представляет собой целостный процесс физического и духовного формирования личности, а также процесс социализации, целенаправленный на некоторые совершенные образы, на исторически сложившиеся в общественном сознании социальные стандарты.

С данной точки зрения, образование рассматривается как неотъемлемый аспект жизни общества, то есть как общественное проявление. Образование выделилось в отдельную область общественной жизни с того момента, когда процесс представления знаний и практического опыта стал обособляться от других видов деятельности общества, став занятием для людей, сознательно занимающихся обучением и воспитанием. Как раз тогда начали формироваться социальные структуры и общественные учреждения с целью накопления и распространения знаний.

Как общественное явление, образование является реальной социальной значимостью. На внутренние умственные, научно-технические, нравственно-цивилизованные и экономические ресурсы человечества напрямую влияет уровень развитости образовательной сферы. Однако в силу общественной природы и исторического характера образование, в свою очередь, определяется историческим типом общества, выполняющим данное общественное назначение. Оно указывает на задачи общественного преобразования, уровень развития экономики и образования в обществе, политические и идеологические направления, поскольку педагоги с учениками являются субъектами социальных связей.

Вывод 1

Итак, образование с точки зрения общественного явления представляет собой социальную систему, в обязанность которой входит обучать и воспитывать членов общества; она направлена на распространение точных дисциплин, идейно-нравственных знаний, умений, навыков, правил поведения.

Как категория, образование рассматривается с разных сторон, а именно, как:

  • Значимость формирующегося человека и общества в целом;
  • Воспитательный и образовательный процесс человека;
  • Результаты процесса воспитания и обучения;
  • Система образования.

Образование как объект

Цели образования определяют его сущность. В современном обществе под образованием понимается следующее:

  • Система познаний о сущности, обществе, оборудованиях и человеке;
  • Система методов деятельности, меняющихся в результате познания умений и навыков;
  • Способности изобретательной активности, обеспечивающие становление творческих данных личности;
  • Система взаимоотношений к окружающем среде и людям.

Все эти аспекты в совокупности создают совершенствование различных свойств человека, его духовную, поэтическую, эстетическую культуру, ценности, принципы.

В педагогике рассматривается содержание образования, его регулярность, характер и пути развития, разрабатываются теории и способы воспитания, описываются его принципы, сущность, формы и методы.

На начальной стадии становления человеческого общества образование осуществлялось в процессе деятельности младшего поколения в жизни взрослых (игровой, традиционной, общественной, производственной). Суть образования заключалась в усвоении жизненно-практического опыта и норм, передававшихся от поколения к поколению.

По мере усложнения труда и деятельности увеличивалось количество знаний, умений, способностей, необходимых для усвоения человеком. В результате этого воспитание выделилось в особенную сферу общественной жизни. Все более значимое значение обретает систематическое воспитание, главная функция которого заключалась в выборе системы знаний и их направленной передаче.

Вследствие формирования производственных отношений воспитание становилось одной из главных функций государства. При этом органы государственного управления постепенно совершенствовали систему воспитания. Появление и становление системы социального воспитания с XVII века определило значительный подъем науки о воспитании – педагогики, и внимание к ее проблемам в других науках. Постепенно возникали разные понятия воспитания (авторитарное, свободное, естественное и пр.), подготовленные на совершенно разных теоретических началах.

Одной из главных функций воспитания является передача накопленного обществом опыта новому поколению, которая осуществляется в процессе воспитания. Образование выступает той стороной воспитания, которая включает в себя систему научных и культурных ценностей, накопленных предыдущим поколением. Посредством намеренно основанных образовательных организаций, объединенных в цельную образовательную систему, выполняется передача и освоение опыта поколений в соответствии с целями, содержанием, структурой с помощью специально обученных педагогов.

В буквальном смысле “образование” переводится как “образование образа”, то есть это некая оконечность воспитания согласно сформированного возрастного уровня. В этом понимании образование рассматривается как результат изучения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений и взаимоотношений.

В образовании выделяют процессы, которые означают непосредственно акт распространения и усвоения практического опыта. Обучение является основой образования.

Определение 5

Обучение представляет собой процесс прямой передачи и изучения опыта предшествующих поколений путем взаимодействия педагога и учеников.

Процесс обучения включает 2 компонента:

  1. Преподавание (в результате него передается система знаний, умений, опыта);
  2. Учение (изучение опыта посредством его восприятия, осмысления, преобразования и использования).