Особенности аккультурации как коммуникации

Определение и суть аккультурации

Определение 1

Понятие аккультурация (в латинском языке это acculturare: ac — приближение и cultura — образование или развитие) представляет собой процесс взаимного влияния культур или обмен культурными особенностями, а также процесс восприятия одним народом культуры другого народа (полностью или частично).

Важно отметить, что оригинальные культурные модели одной или обеих наций могут измениться, при том, что нации все равно остаются отличимыми одна от другой.

Также аккультурация является процессом, при котором культуры взаимодействуют, а культурная модель одного народа в полной мере или частично воспринимается культурой другого народа.

Термин аккультурация был предложен немецким ученым В. Крикенбергом. Впервые понятие встречается в его труде 1910 года: «Illustrierte Völkerkunde». Здесь речь идет о взаимоотношениях племен Южной Америки.

После этого, однако, термин стали чаще использовать в контексте взаимодействия североамериканских племен и европейских колонизаторов. Многие ученые стали заниматься изучением процесса аккультурации, среди которых можно назвать Херсковица, М. Мида, Редфилда, М. Хантера, Малиновского и других. В конце 1930-гг. ученые сконцентрировались на разработке более системного подхода в изучении этого понятия.

Процесс аккультурации до 1950-гг. изучался больше в контексте того, как западная культура влияет на прочие культуры. После 50-х эта тенденция меняется, на первые позиции выходят китайская и японская культуры. Через некоторое время стали обращать внимание также на обратное влияние: не только на то, каким образом происходит влияние доминирующей культуры на другие культуры, но и на то, каким образом остальные культуры влияют на доминирующую.

Процессы аккультурации в настоящее время встают перед нами все чаще, что объясняется возрастающей миграционной политикой, осуществляемой в разных странах. Если аккультурация продолжается достаточно долго, то она превращается в ассимиляцию. Но так происходит не всегда, что говорит о том, что между культурами существует скрытый конфликт.

Роль и значение аккультурации в коммуникационном процессе

Коммуникативный процесс — база аккультурации. Обретение представителями одной культуры своей уникальности и самобытности происходит посредством общения друг с другом. Это прослеживается и на другом уровне: когда человек одной культуры перенимает культурные особенности и навыки другой культуры в процессе общения с этой новой культурой. Кроме того, процесс аккультурации считается процессом приобретения новых способностей общения в новой культурной среде.

В общении любого типа можно выделить 3 аспекта:

  1. Познавательный.
  2. Аффективный.
  3. Поведенческий.

Наибольшие изменения касаются системы познания: привычная картина мира человека меняется. Различия между культурами как раз и лежат в различиях в картинах мира, понимании бытия и категорий различных явлений. Если у человека расширяется его сфера принятия и информационная сфера, тогда у него появляется возможность для принятия новых процессов познания из других культур. Он начинает быть способным к принятию постулатов другой картины мира, перениманию познавательных процессов, свойственных другому народу.

Каждый человека воспринимает мышление представителей других культур как чужое, что объясняется незнанием их системы познания. При этом, у всех людей есть способность к познанию, поэтому ему не составляет труда познать другую культуру, что сделает ее ближе.

Полноценное принятие моделей другой культуры возможно как за счет понимания ее на уровне рационализма, так и на аффективном уровне. У отдельного человека должны быть сведения о том, какие проявления эмоций приняты в разных культурах — в каждой культуре они свои. Если у человека есть представление о проявлении эмоций, свойственных отдельной культуре, он понимает причины радости, злости, грусти и прочих эмоций и чувств в конкретном случае.

Также важны для понимания поведенческие навыки, помогающие выживать в новой среде. В этом аспекте можно выделить 2 категории: технические навыки и социальные умения. Под техническими навыками понимают владение языком, умение совершать покупки, записываться на прием к врачу и др. В отличие от технических навыков, социальные умения приобретаются сложнее. Многие из них человек осваивает интуитивно, даже сами носители культуры не могут дать ответ на вопрос, почему в той или иной ситуации они поступают определенным образом.

В ходе адаптации в новой культурной среде человек делает много ошибок, которые важны для формирования нужного опыта, познания алгоритма определенных действий и формирования некоторых стереотипов, используемых после в жизни.

Если все аспекты протекают одновременно и без проблем, то говорят о полной адаптации человека к новой культурной среде. Но так происходит далеко не всегда, если не довольно редко. При недостаточном развитии определенных аспектов общения человек испытывает неуверенность в собственных силах и способностях.

Замечание 1

Адаптация человека в новой культурной среде — главный результат аккультурации.

В сознании человека происходит формирование положительного ответа на запросы новой культурной общности.

Категории процесса адаптации

Есть 2 категории, на основе которых изучается процесс адаптации:

  1. Психологическая адаптация.
  2. Социокультурная адаптация.

Психологическая адаптация представляет собой ситуацию, в которой человек доволен тем, что находится в рамках новой культурной общности. При успешной психологической адаптации человек хорошо себя чувствует, он в хорошем настроении, для него свойственна идентификация себя с новой культурой.

В случае социокультурной адаптации можно говорить, что человек без труда решает свои проблемы в различных сферах деятельности (на работе, в быту, в семье).

Отдельный показатель успешной аккультурации — экономическая адаптация, которая выделяется некоторыми исследователями. Это такая ситуация, когда человек получает удовольствие от своей работы и уровня профессиональных достижений.