Определение и суть аксиологической основы культуры

Особенности формирования аксиологической теории

Определение 1

Аксиология культуры — это специальный раздел философии, в котором изучают вопросы, относящиеся к природе ценностей, их месту в реальности, структуре ценностного мира (аспекты связи разных ценностей друг с другом, социальными и культурными факторами, а также структурой личности).

В аксиологии культуры (или аксиологии в культурологии) ценности представляют собой указание на личностную, социально-культурную значимость некоторых объектов и явлений.

Если говорить про аксиологическую концепцию, то аксиологическая концепция (это аксиология в культурологии) сегодня представляет собой особый подход к изучению культуры. Аксиологический подход к культуре означает, что культура — это совокупность основных ценностей социума.

Замечание 1

Помимо аксиологического есть антропологический подход к пониманию культуры.

Аксиологический — это что или какой?

Аксиология — это в культурологии или, по большому счету, в философии такой раздел, который отводится под изучение теории ценностей. Учение о ценностях культуры — это центральный элемент аксиологии культуры, которая изучает эти ценности с разных сторон. Аксиология культуры — это учение о ценностях. Аксиологический подход интерпретирует культуру как систему ценностей. Также можно говорить о том, что аксиологический подход трактует культуру как аспекты связи между ценностями и структурой личности (это аксиологический аспект культуры, к примеру).

Ценности и их разновидности были интересны человеку довольно давно. Впервые они начали упоминаться и рассматриваться в античное время. К примеру, центральный элементом философии Сократа были как раз ценности.

Для кого характерно аксиологическое осмысление культуры? Аксиологическое осмысление культуры характерно для ученых или теологов средневековья, а также мыслителей эпох Просвещения и Нового времени. При этом, общего понимания ценностей все еще не появилось. Впервые это понятие возникает только в начале 20 века.

Большое значение в становлении аксиологической концепции или теории принадлежит Ф. Ницше. В этой аксиологической концепции он представлял бытие не только как реальность, но и как ценность, что позволило ему растворить онтологию в аксиологии. О важности учения об аксиологии культуры Ницше (о сформированной им аксиологической теории) как культурной основы упоминали многие ученые. К примеру, немецкий философ-идеалист В. Виндельбанд и историк Штерн говорили о том, что он подготовил почву для теоретической базы ценностей.

Термин «аксиология» первый раз использовал в 1902 году французский философ П. Лапи в своей работе «Логика воли». После такого новшества философа Лапи, термин «аксиология» пришел на смену термину «тимология» (его использовал И. Кайбиг). Далее новым термином философа Лапи стал активно пользоваться немецкий философ Эдуард фон Гартман. В период с 1907 по 1909 годы печаталась его работа — «Система философии в общем очертании». Здесь философ обозначил положение этой дисциплины среди других наук: гносеологии, метафизики, натурфилософии, эстетики, этики и философии религии. Это позволило установить использование термина и обозначить статус новой дисциплины.

Кому принадлежит аксиологическое определение культуры? Одним из родоначальников аксиологии, а также тем, кому принадлежит аксиологическое определение культуры, является также немецкий философ Г. Риккерт. Именно Г. Риккерту принадлежит ценностный подход к исследованию культуры. В 1905 году он предложил свою концепцию культуры и философии, в основе которой и лежал ценностный подход. Он считал, что бытие может существовать в двух видах. Можно сказать, что аксиологическая концепция формулирует два видения культуры:

  • все связанное с культурой является благом, а совокупность благ и является культурой;
  • эти ценности являются нейтральными — они природные и не имеют отношения к культуре.

По мере формирования аксиологической науки, культуру стали понимать как мир воплощенных ценностей. Со временем больше внимания стали уделять описанию ценностей. Это стало основой для новой отрасли знаний — истории культуры. М. Каган считал, что это, в том числе, помогло формированию теории «локальных цивилизаций» О. Шпенглера. Поэтому, можно сказать, что и этому ученому характерно аксиологическое осмысление культуры.

Немецкий философ и социолог Шелер тоже разрабатывал ценности в условиях культурфилософии. Он считал, что культурные ценности являются производными духовных ценностей (ценности искусства, научные институты).

Гартман выделил 6 групп ценностей, которые он расположил в иерархическом порядке (это аксиологические ряды):

  1. Ценности блага или польза от вещей.
  2. Ценности удовольствия или то, что приятно.
  3. Жизненные ценности или все то, что полезно для жизни.
  4. Нравственные ценности или добро.
  5. Эстетические ценности или все прекрасное.
  6. Познавательные ценности, связанные с истиной.

Кратко об аксиологической концепции культуры в конце 20 века

Этот период связан с активизацией контактов между Востоком и Западом. На первый план выходит вопрос ценностей. Аксиологический подход (или ценностный подход к культуре) начинает распространяться и на другие науки (к примеру, аксиологический подход к культуре, психологии и др). К примеру, в книге известного американского психолога Маслоу «К психологии бытия» есть отдельная глава, которая называется «Ценности». По мнению ученого, ценности являются избирательным принципом: принципы есть как у людей, так и у животных. Все это ученый называл «натуралистической наукой о человеческих ценностях».

Наука о ценностях носит название аксиологии, и ее учение распространяется на различные науки вроде социологии, культурологии, искусствоведения.

Согласно аксиологическому подходу, поликультура — это концепция, отмечающая связь между всеми этносами, живущими в одном сообществе.

Замечание 2

Аксиология культуры — это учение или теория культуры, а также философское учение о культурных ценностях.

Современные аксиологические концепции

По мнению ученого В. Выжлецова, объективность культурных ценностей можно объяснить трансцендентностью их источника. Сегодня концепция аксиологии — это фундамент современного гуманитарного знания. Основа аксиологии — это разум и реальность.

Культура сегодня воспринимается как реализация ценностей, а аксиология, как уже упоминалось, является фундаментом гуманитарного знания. Истина же гуманитарного знания — это ценность. Наблюдается противоборство ценностной теории с прагматизмом и технократическим мышлением.

Именно ценности являются определяющим фактором для принципов принятия важных для человека решений, его поведения и поступков, влияют на человеческую судьбу. От распространенных в обществе ценностей зависит не только судьба отдельного человека, но и всего общества в целом.

Замечание 3

Есть довольно интересные направления: это аксиологический подход в психологии и аксиологические основы народной художественной культуры. Также в рамках темы можно изучить самостоятельно кратко семиотику, морфологию и аксиологию культуры в связке; аксиологию повседневности в культурологии.

Критика аксиологической ценностной трактовки культуры

Аксиологический подход к пониманию культуры не является идеальным, как может показаться. К примеру, она получила много критических замечаний от сторонников марксизма. Это объясняется тем, что сторонники марксизма отвергали непосредственно само понятие ценностей. Они считали это понятие буржуазным, а аксиологические основы они считали идеалистическим учением.

Концепция аксиологической культуры и сегодня воспринимается не всеми. Среди ученых полно тех, кто считает, что ценности не являются универсальной базой бытия и культуры людей.

Важная часть аксиологической концепции — это взаимосвязь смысла и ценностей как экзистенциальная антиномия. Критики аксиологического осмысления культуры считают, что ценность является субъективным смыслом, порожденным культурой.