Определение и классификация педагогических технологий
Еще недавно термином «педагогическая технология» в педагогике обозначали обучение с использованием различных технических средств. На современном этапе развития педагогической науки появилась необходимость выделения эффективных методов получения и передачи информации, что привело к выделению ряда технологий обучения в педагогике как эффективных методик образования и воспитания.
Технология обучения — как основная категория педагогики
Что отличает наше время от того, что было значимо для обучения и воспитания 20-30 лет назад? Мы перешли от традиционных средств массовой информации к новым источникам получения данных. В нашу жизнь прочно вошли компьютеры, микроэлектронные устройства, интернет. Все это накладывает отпечаток на нашу жизнь, определяет направления развития педагогики.
Выделение отдельных технологий позволяет повлиять на эффективность обучения, развитие учащихся и воспитания в них лучших качеств.
Дадим еще одно значимое определение понятия для более глубокого раскрытия темы.
Преподаватель, который использует методы, пусть и заимствованные, по сути является творцом технологии, так как в своей работе ориентируется на познавательную активность и уникальные особенности своего учебного процесса.
Классификация педагогических технологий
В педагогике имеется четкая классификация педагогических технологий. Ниже мы приведем классификацию, составленную Г.К. Селевко, одним из наиболее известных авторов по педагогике.
Выделяют следующие группы технологий:
- частнометодические;
- локальные;
- общепедагогические.
С точки зрения философии можно выделить следующие виды технологий:
- идеалистические и материалистические;
- диалектические м метафизические;
- гуманистические и антигуманные;
- прагматические и экзистенциальные;
- антропо- и теософские;
- научные и религиозные.
С точки зрения психологии выделяют следующие группы технологий:
- социогенные;
- идеалистические;
- психогенные;
- биогенные.
В зависимости от того, как те или иные технологии ориентированы на личностные структуры, можно выделить:
- приходные и эвристические;
- эмоционально-художественные и эмоционально нравственные;
- технологии саморазвития;
- информационные технологии.
В зависимости от того, как организована структура педагогической технологии и ее содержание, выделяют:
- проникающие и комплексные;
- обучающие и направленные на воспитание;
- частнопредметные и монотехнологии;
- гуманитарные и технократические;
- отраслевые;
- светские и гуманитарные.
В зависимости от преимущественного типа управления и доминирующих способов организации познавательной деятельности учащихся можно упомянуть о таких технологиях как:
- система «репетитор»;
- система работы в малых группах;
- проведение лекций;
- обучение с помощью учебной книги и аудиовизуальных технических средств.
Сюда же можно отнести и программное обучение.
Немаловажное значение в образовательном процессе имеет налаживание взаимоотношение ученика и преподавателя, а также место ребенка в процессе воспитания и получения знаний. С учетом этого фактора в педагогике идет разделение технологий на такие группы как:
- субъек-объектные или дидактоцентрические, которые регулируют отношения учителя и ученика;
- личностно-ориентированные, в центре внимании которых личность ребенка, обеспечение его комфорта;
- авторитарные, в которых главенствующая роль отводится учителю;
- эзотерические, в основе которых лежат эзотерические знания;
- технологии свободного воспитания предполагают предоставление учащимся полной самостоятельности;
- технологии сотрудничества предполагают равные и партнерские отношения педагога и ученика.
Уровни и структура педагогических технологий
Теперь давайте рассмотрим педагогическую технологию как категорию педагогики. Как мы знаем, любая категория имеет свои уровни и структуру. Структура включает следующие компоненты:
- процессуальная часть – проект процесса обучения в том виде, как он должэен быть реализован на практике;
- содержательная часть – система оценки эффективности учебного процесса;
- дидактическая система, которая фактически представляет собой содержание обучения;
- диагностическая система, призванная давать оценку педагогической компетентности учителя, уровень подготовленности учеников.
Любую педагогическую технологию можно «разложить» на уровни:
- элементарный или модульный: технологии отдельный частей учебно-воспитательного процесса (формирование понятий, усвоение новых знаний, воспитание качеств личности, способы организации и проведения урока, повторение и контроль знаний);
- общепедагогический или общедидактический: характеристика образовательного процесса в целом в разрезе одного региона или одного учебного заведения;
- частнометодический или предметный: применение способов и методов обучения с целью реализации дидактических целей.
Хоть мы и приводим в статье различные классификации, выделенные нами компоненты системы на самом деле неделимы. Содержание, цели, средства и методы находятся в тесной взаимосвязи.
Государство занимается внедрением образовательных стандартов, что требует от коллектива образовательных учреждений оперативного реагирования на поступающие запросы, предъявлять адекватные требования к качеству подготовки будущих кадров.