Общая педагогика: ее объект, предмет и задачи
Объект и предмет общей педагогики
Педагогика является одной из самых древних наук. На протяжении всей истории общества происходило становление и развитие народной педагогики. Постепенно людей, связанных с обучением и воспитанием, стали называть педагогами. Обобщение накопленного педагогического опыта дало толчок в развитии педагогики как отдельной науки, которая изначально входила в состав философии.
Как научная дисциплина, общая педагогика занимается изучением теоретических основ педагогической деятельности, направленной на гармоничное развитие человека.
Задачи общей педагогики
В общую педагогику входят основные задачи, направленные на становление эффективной педагогической системы во всех областях человеческой жизни. А именно:
- Изучение истории развития педагогических познаний и их практическое применение в обществе;
- Выполнение исследовательских работ по актуальным проблемам педагогики;
- Разработка адекватных педагогических теорий и практических советов;
- Составление систем педагогических учреждений и увеличение эффективности их деятельности;
- Решение проблем воспитания разнообразных видов;
- Налаживание вопросов управления педагогическими учреждениями, системами и деятельностью, обеспечение педагогической работы;
- Налаживание систем профессиональной подготовки с позиции педагогов различных уровней;
- Подготавливание педагогических кадров для работы в образовательных учреждениях.
При решении перечисленных задач педагогика осуществляет свои главные функции.
Роль личности в педагогике
В педагогике человека как личность рассматривают со следующих позиций:
- Социологическая (личность в социуме);
- Психологическая (особенности возрастной психологии);
- Биологическая (особенности физического развития).
Общая педагогика занимается изучением воспитательных действий и отношений, обеспечивающих развитие индивида. То есть происходит внутренняя последовательная трансформация физического, психического и духовного человеческого потенциала, через который реализуется сущность, назначение и личностное становление.
Проблема личности в педагогической науке трактуется с позиции преобразования и проявления ее педагогических свойств:
- Воспитанности;
- Образованности;
- Развитости.
Кроме того, педагогика изучает социализации личности, то есть процесс и результат появления у человека социально детерминируемых педагогических образований.
В общей педагогике личность рассматривается не в качестве пассивного объекта, наполняемого социальным опытом, а в качестве субъекта педагогической системы и общественных отношений, активно проявляющего себя в освоении опыта и формирующего самого себя, самостоятельно несущего ответственность за свою жизнь.