Определение 1

Общая педагогика – это наука, которая занимается изучением законов передачи социального опыта старшими поколениями и активного усвоения данного опыта младшими.

Объект и предмет общей педагогики

Педагогика является одной из самых древних наук. На протяжении всей истории общества происходило становление и развитие народной педагогики. Постепенно людей, связанных с обучением и воспитанием, стали называть педагогами. Обобщение накопленного педагогического опыта дало толчок в развитии педагогики как отдельной науки, которая изначально входила в состав философии.

Определение 2

Объект изучения педагогики – человек, развивающийся в процессе воспитания и появляющихся отношений.

Определение 3

Предмет педагогики – это воспитательные действия и отношения, оказывающие влияние на человеческое развитие.

Как научная дисциплина, общая педагогика занимается изучением теоретических основ педагогической деятельности, направленной на гармоничное развитие человека.

Задачи общей педагогики

В общую педагогику входят основные задачи, направленные на становление эффективной педагогической системы во всех областях человеческой жизни. А именно:

  • Изучение истории развития педагогических познаний и их практическое применение в обществе;
  • Выполнение исследовательских работ по актуальным проблемам педагогики;
  • Разработка адекватных педагогических теорий и практических советов;
  • Составление систем педагогических учреждений и увеличение эффективности их деятельности;
  • Решение проблем воспитания разнообразных видов;
  • Налаживание вопросов управления педагогическими учреждениями, системами и деятельностью, обеспечение педагогической работы;
  • Налаживание систем профессиональной подготовки с позиции педагогов различных уровней;
  • Подготавливание педагогических кадров для работы в образовательных учреждениях.

При решении перечисленных задач педагогика осуществляет свои главные функции.

Определение 4

Основные функции общей педагогики следующие:

Роль личности в педагогике

Замечание 1

Педагогика является, прежде всего, наукой о человеке. Объект познания в ней – это человек, развивающийся в ходе педагогической деятельности.

В педагогике человека как личность рассматривают со следующих позиций:

  • Социологическая (личность в социуме);
  • Психологическая (особенности возрастной психологии);
  • Биологическая (особенности физического развития).

Общая педагогика занимается изучением воспитательных действий и отношений, обеспечивающих развитие индивида. То есть происходит внутренняя последовательная трансформация физического, психического и духовного человеческого потенциала, через который реализуется сущность, назначение и личностное становление.

Определение 5

Личность – это системное человеческое качество, показательные черты индивида.

Проблема личности в педагогической науке трактуется с позиции преобразования и проявления ее педагогических свойств:

  • Воспитанности;
  • Образованности;
  • Развитости.

Кроме того, педагогика изучает социализации личности, то есть процесс и результат появления у человека социально детерминируемых педагогических образований.

В общей педагогике личность рассматривается не в качестве пассивного объекта, наполняемого социальным опытом, а в качестве субъекта педагогической системы и общественных отношений, активно проявляющего себя в освоении опыта и формирующего самого себя, самостоятельно несущего ответственность за свою жизнь.