Исторические аспекты миграционных процессов в России 

До 1891 процессы иммиграции в России были более частыми, чем процессы эмиграции. Первый существенный приток иммигрантов наблюдался при правлении Петра I, а второй – при правлении Екатерины II. В 1697 году Петром I было организовано специальное посольство для того, чтобы привлекать в Россию высококвалифицированных ученых и специалистов из развитых европейских стран. 

Замечание 1

В целом, за период XVIII-XIX веков, количество иммигрантов в Россию составило 4 миллиона человек. При этом, в тот временной период внешняя миграция не имела решающего значения для формирования состава населения страны. 

В XX веке процессы эмиграции из СССР были разделены на три волны. Первая эмиграционная волна (1917-1938 годы) была признана свободной и политической, численность убывших превысило 4 миллиона человек. Вторая волна эмиграции (1939-1952 годы) с одной стороны характеризовалась внутренним принуждением, а с другой – была вынужденной внешней. 

Основные потоки принудительной внутренней миграции в СССР были сформированы репрессированными, раскулаченными, депортированными специалистами. Они уезжали по распределению и по направлениям, являясь участниками освоения целинных территорий (таких людей официально называли добровольцами), а также участниками комсомольского строительства. 

Процессы вынужденной внешней эмиграции стали итогом Второй мировой войны. Количество покинувших страну человек составило восемь миллионов, они были пленены и угнаны на работу в Германию (большая часть людей в данном процессе погибла, либо эмигрировала после войны в другие страны). 

Третья эмиграционная волна (1953-1986 годы) называлась «диссидентской», количество покинувших страну людей превысило 700 тысяч человек, 75% из которых эмигрировало в Израиль.  В период с 1994 по 2010 год процессы миграции в России обладали следующей спецификой: 

  1. Во внешнем миграционном потоке доминировали граждане стран Балтии и СНГ. 
  2. Преобладание среди мигрантов лиц трудоспособного возраста, доля которых составляла 4/5 общего количества покинувших страну. 
  3. Сокращение внешних и внутренних миграционных потоков практически вдвое. 
  4. Повышение количества вынужденных внешних мигрантов. 
  5. Превышение числа въехавших в Россию мигрантов в сравнении с количеством людей, выехавших за пределы страны, что позволило компенсировать лишь половину естественного убывания населения страны. 

Особенности динамики миграционных процессов в России в промежутке с 1994 по 2010 годы, взятые из Демографического ежегодника России, отражены в Таблице, представленной ниже. 

Таблица – Показатели динамики миграции в России в период с 1994 по 2010 годы (млн. человек) 

Миграционный поток 
Годы

1994
2000
2005
2010

Прибывшие 
4,2
2,7
2,1
2,1

В границах России
3,0
2,3
1,9
1,9

Внутри регионов
1,5
1,3
1,1
1,0

Из других регионов
1,5
1,0
0,8
0,9

Из зарубежных стран
1,2
0,1
0,2
0,2

Из стран Балтии и СНГ
1,2
0,4
0,2
0,2

Из других стран
0,45
0,09
0,086
0,127

Выбывшие
3,3
2,5
2,0
1,9

В пределах России
3,1
2,3
2,0
1,9

Внутри регионов
1,6
1,3
1,1
1,0

В другие регионы
1,4
1,0
0,8
0,9

В зарубежные страны
0,3
0,2
0,07
0,03

В страны Балтии и СНГ
0,2
0,1
0,04
0,02

В другие страны
0,1
0,1
0,03
0,01

Особенности миграционных процессов в настоящее время 

По состоянию на 2012 год, миграционный прирост в России составил 294930 человек, из которых 268383 человек прибыло из стран СНГ, а 26547 человек – из других стран. Самое большое количество человек прибыло из таких стран, как Узбекистан (87902 человек), Украина (49411 человек), Казахстан (45506 человек). Больше всего выбывших отправилось в Узбекистан (31559 человек), в Украину (12416 человек), в Грузию (7728 человек), Германию (4239 человек) и Корейскую Народно-Демократическую Республику (4168 человек).

Больше всего человек выбыло в Китай (4358 человек), Германию (3781 человек), Корейскую Народно-Демократическую Республику (1603 человека) и США (1561 человек). 

Замечание 2

По состоянию на 2012 год, естественная убыль населения в России составила 13,3 миллионов человек, в то время как миграционный прирост – 6,9 миллионов человек. Следовательно, естественная убыль была наполовину компенсирована. 

В случае, если в период Советского Союза фактор внутренней миграционной мобильности был достаточно высоким, то период перестройки характеризовался ее спадом. В соответствии с переписью 2002 года, в период, длящийся после прошлой переписи населения в 1989 году, в России 44% граждан (45 миллионов человек) поменяли место своего жительства внутри страны. 

В современной России, внутренняя миграция характеризуется снижением масштабов и интенсивности переселений. Поменялся также и вектор межрегиональных внутренних миграционных потоков. Направления миграционных потоков движутся от восточных и северных окраин к южным и центральным регионам. Это стало причиной диспропорций экономического развития страны. 

В настоящее время, Правительством РФ предпринимаются попытки активизации экономического развития Сибири, Дальнего Востока и Севера для того, чтобы привлекать на эти территории миграционные потоки. В южных и центральных регионах страны, где миграционное сальдо является положительным, повышается плотность и численность населения, также происходит его омоложение, сокращается дефицит рабочей силы и наблюдается экономический рост.

Также происходит обеспечение занятости людей, трудящихся на низкооплачиваемых рабочих местах. Самый крупный миграционный поток отмечается в Москве. В период с 1996 года по 2010 год прирост миграционного потока в Москве превысил два миллиона человек. 

Замечание 3

Самый большой отток населения наблюдался в Дальневосточном федеральном округе. В период с 1990-х по 2010-е годы округ покинуло 1,5 миллионов человек (свыше 20% всех жителей), включая Чукотский автономный округ и Магаданскую область – это практически половина населения. 

За этот период Восточную Сибирь покинуло свыше 60 тысяч человек (более 10% населения). В качестве основных причин оттока населения из регионов Дальнего Востока, Сибири и Севера является упразднение надбавок к заработной плате, территориальных льгот, спад производительности в местной промышленности и сырьевых отраслях, ухудшение социальных условий жизни местных жителей. 

На сегодняшний день, Россия характеризуется четырьмя направлениями международной миграции: 

  1. Миграция из России в страны дальнего зарубежья. 
  2. Миграция из России в страны ближнего зарубежья. 
  3. Миграция в Россию из стран дальнего зарубежья. 
  4. Миграция в Россию с территорий бывших советских республик. 

После того, как СССР распался, миграция между странами бывшего союза стала не внутренней, а внешней, при этом, границы для советских граждан были открытыми. В странах Балтии и СНГ численность русской диаспоры составила примерно 20 миллионов человек. Некоторым русским, из-за особой государственной политики в отношении них, а также из-за межнациональных конфликтов, пришлось покинуть прежние места жительства, находясь в статусе беженцев. 

Благодаря процессу вхождения России на международный трудовой рынок, значительно активировались процессы как официальной, так и нелегальной внешней трудовой миграции. Законы о въезде и выезде из страны, принятые в начале 1990-х годов, в соответствии с которыми официальные процедуры миграционных процессов были упрощены. 

Также они существенным образом способствовали повышению количества желающих выехать за рубеж на постоянное место жительство. Преимущественное количество выехавших (97%) стремились попасть в США, Германию, Грецию и Израиль. Большая часть россиян, которые выезжали в Грецию, Германию и Израиль являлись этническими немцами, евреями, греками, которые ранее проживали на территории России. 

Процессы эмиграции в развитые мировые страны усугубили не только демографическую, но также и экономическую ситуацию в России. Негативными последствиями легальной миграции российских специалистов за рубеж принято считать прежде всего отток капиталов и потерю квалифицированных специалистов. 

Замечание 4

Из тех, кто выезжал из России на Запад в период перестройки, более 70% обладало высшим техническим образованием, а 15% имело ученые степени. 

Количество специалистов высшей квалификации среди российских эмигрантов практически в 19 раз выше, чем наблюдается у всего населения страны. В соответствии с экспертными оценками, потери России, образованные в связи с эмиграцией специалистов за границу, оцениваются в миллиардах долларов. 

В промежутке между переписями 1989 и 2002 годов, поток иммигрантов из стран СНГ снизился с 661 тысячи до 120 тысяч человек. Количество людей, покинувших Россию в страны СНГ, также снизилось с 313 тысяч до 46 тысяч человек. Сальдо миграционного обмена со странами СНГ за это время снизилось с 348 тысяч до 74 тысяч человек. Достаточно сильно снизилась миграционная связь и со странами Балтии. 

В случае, если в 1994 году иммиграционные потоки полностью покрывали размеры естественной убыли российского населения, то в настоящее время размеры этого достигают только 24-х %. Для сохранения стабильных показателей численности населения необходимо было бы на протяжении пяти лет ежегодно принимать к себе минимум 500 тысяч мигрантов, что можно оценить в качестве маловероятного варианта компенсации естественной убыли населения страны. 

В свою очередь, допущение миграционной экспансии является опасным. Сальдо миграции не должно быть выше 1,5% от численности населения страны. В качестве серьезной опасности представляется концентрация мигрантов с моноэтническим составом. 

Миграционные процессы в ракурсе законодательства

Возникновение негативных аспектов в развитии межнациональных отношений и экономики России связано с наличием нелегальной международной трудовой эмиграции. К числу негативных последствий данной миграции можно отнести следующее: 

  1. Обострение этических конфликтов и социально-политической напряженности. 
  2. Рост числа преступности. 
  3. Увеличение безработицы. 
  4. Перевод за рубеж части заработанных денег. 

В соответствии с экономическими сведениями, ежегодно, от отсутствия уплаты налогов нелегальными эмигрантами в государственный бюджет России не поступает до одного миллиарда долларов. Вместе с тем, ежегодно, нелегальными мигрантами на родину отсылается примерно до трех миллиардов долларов США. 

В соответствии с экспертными подсчетами, в 2003 году в России нелегально работало свыше 1,5 миллиона иностранных граждан, а в 2011 году – 15-ть миллионов человек. Чаще всего, нелегальные мигранты используют такие способы пребывания на чужих территориях, как: 

  1. Отказ от регистрации, либо продления визы. 
  2. Незаконное пересечение границы. 
  3. Изменение заявленного статуса (к примеру, официально приезжают для обучения, а фактически занимаются коммерческой деятельностью). 

Большая часть нелегальных мигрантов на территории Российской Федерации представлена жителями азиатских стран. 
В действующей редакции Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях усиливается ответственность за несоблюдение правил трудоустройства иностранных граждан. 

Пример 1

Так, в случае принятия на работу иностранных граждан без официального разрешения, наказанием является наложение на ответственных административного штрафа в размере от 2 тысяч до 5 тысяч рублей. Для должностных лиц размеры штрафа составляют от 25 тысяч до 50 тысяч рублей, для юридических лиц размер штрафа составляет от 250 тысяч до 800 тысяч рублей. Также возможна административная остановка деятельности на период до 90 суток. 

В качестве основных каналов нелегальной миграции выступает челночная торговля мелкого опта, совместно с теневой экономикой, что способствует повышению криминогенности в стране. Нелегалы нередко выступают в качестве связующего звена между принимающего государства и преступными группировками страны выезда. К числу традиционных сфер криминальной активности нелегалов принято относить наркоторговлю, нелегальную торговлю оружием и алкоголем, контрабандные перевозки товаров и людей, а также организацию секс-торговли и проституции. 

Ученые пришли к единому мнению о том, что в современном мире миграция является неизбежным процессом и со временем будет только увеличиваться. В соответствии с этим, в качестве приоритетной задачи миграционной политики должна становиться не борьба с миграцией, а управление этим процессом таким образом, чтобы за счет него разрешать, в не усугублять этнополитические и социально-экономические проблемы. 

Для того, чтобы смягчить негативные, а также простимулировать позитивные последствия воздействия на процессы миграции, широкое распространение в современном мире получила практика государственного регулирования внутренней и внешней миграции населения. Ее основу составляет механизм соблюдения законодательно признанных естественных прав человека на свободу перемещения, а также на необходимость защиты национальных интересов государства. 

В Российской Федерации были приняты законы РФ «О вынужденных переселенцах», о «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 года, федеральные законы от 15 августа 1996 года «О беженцах», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». 

Замечание 5

В соответствии с данными Российского статистического ежегодника, а также Демографического ежегодника России, наибольший уровень активности миграционных процессов в России был зафиксирован в 1994 году. После этого периода, в миграционных потоках наблюдалась тенденция к стремительному сокращению. 

Так, если в 1994 году поток эмигрантов составлял 4,2 миллиона человек, то в 2010 году его размер составил 2,1 миллионов человек. В 1994 году, в зарубежные страны из России с целью смены места жительства выехало 0,3 миллиона человек, а в 2010 году данный показатель стал в десять раз меньше. Существенным образом был сокращен миграционный обмен со странами Балтии и СНГ, а также между российскими регионами. 

В России, современные миграционные процессы обладают следующей спецификой: 

  1. Число мигрантов, которые приехали в России преобладало над мигрантами, которые из нее выехали. 
  2. В миграционных потоках преобладали мужчины трудоспособного возраста. 
  3. Внутренняя и внешняя миграция была сокращена. 
  4. Поток вынужденных эмигрантов был увеличен. 

Правительство РФ в 2001 году принято «Концепцию Государственной миграционной политики», в 2002 году – постановления «Об утверждении квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности» и «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации. Для того, чтобы эти постановления были исполнены, устанавливались квоты для приглашения работников из-за рубежа, с их распределением по регионам. 

Общие размеры квот по состоянию на 2002 год насчитывали 530 тысяч приглашений, в которых для Центрального федерального округа вводилось 240 тысяч (практически половина), для Санкт-Петербурга – 14 тысяч, для Ханты-Мансийского автономного округа – 59 тысяч, для Ямало-Ненецкого автономного округа – 29 тысяч, для Приморского края – 15 тысяч. 

Также устанавливалось, что за каждого иностранного работника работодатель обязан внести в государственный бюджет оплату в размере 100 долларов США, что является общепринятой мировой практикой. В 2005 году, в соответствии с общероссийской квотой, число приглашений иностранных жителей на въезд в Россию составило 214 тысяч приглашений. 

Замечание 6

Для северных регионов устанавливались квоты следующего порядка: для Ямало-Ненецкого автономного округа – 1760, для Сахалинской области – 5800, для Ханты-Мансийского автономного округа – 1837, для Республики Тыва – 469, для Чукотского автономного округа – 2849, для Республики Якутия (Саха) – 1075, для Ненецкого автономного округа – 450, для Мурманской области – 300, для Архангельской области – 250, для Магаданской области – 400, для Республики Коми – 390. 

В 2010 году квоты на реализацию трудовой деятельности в Российской Федерации были назначены в размере 611080 разрешений на временное проживание в России иностранных мигрантов, что в два раза ниже, чем аналогичный показатель в 2009 году (1250769 человек). Размер квоты на выдачу разрешений на работу для иностранных граждан в Москве в 2010 году составил 250 тысяч человек, в Санкт-Петербург по квоте приехало 189 тысяч человек, а для 2011 года была введена квота на 197 тысяч человек. 

В 2014 году квоты на право временного проживания в России были сокращены до 95800 разрешений. При этом, для 2015 года было запланировано некоторое повышение количества квот до 126055 разрешений. Самое большое количество разрешений получил Центральный федеральный округ (38100), Приволжский округ (23700) и Сибирский округ (20000). Кроме того, ожидалось, что в 2015 году примерно сто тысяч соотечественников переедут из-за границы в Россию. 

Государственная демографическая Концепция Российской Федерации 

В 2007 году Президентом РФ была утверждена «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», в рамках которой описана необходимость привлечения мигрантов для удовлетворения потребностей социально-экономического и демографического развития, в которой учитывается необходимость их социальной интеграции и адаптации. С этой целью в Концепции предложено: 

  1. Оказывать содействие добровольным переселениям соотечественников, которые проживают за рубежом. 
  2. Привлекать высококвалифицированных зарубежных специалистов, включая бывших выпускников вузов России, для их постоянного места жительства в нашей стране. 
  3. Регулировать процессы внешней трудовой миграции. 
  4. Совершенствовать положения миграционного законодательства
  5. Стимулировать процессы возвращения эмигрантов в страну. 
  6. Повышать прием молодежи из других стран с целью их обучения и стажировки с возможностью предоставления преимуществ в вопросах получения гражданства после завершения учебы. 

В соответствии с данной Концепцией, к 2016 году предполагалось реализовать ежегодный прирост мигрантов на более чем 200 тысяч человек, а к 2025 году – на более чем 300 тысяч человек. 

Процесс реализации миграционной политики государства разделен на три последовательных этапа. Первый этап (затрагивал 2012-2015 годы) предусматривал: 

  1. Принятие нормативных правовых актов, которые могли бы обеспечить реализацию задач, целей и основных направлений государственной миграционной политики. 
  2. Развитие инфраструктуры в соответствии с учетом проживания трудовых мигрантов на базе частного государственного партнерства. 
  3. Разработка и апробация программ в процессе реализации основных направлений миграционной политики государства. 
  4. Содействие адаптации и интеграции трудовых мигрантов средствами организации центров правовой и информационной поддержки, курсов по изучению языка, культуры и истории Российской Федерации. 
  5. Создание центров содействия медицинского освидетельствования иммигрантов, включая за границей. 
  6. Проведение выборочных исследований, совместно с реализацией там вопросов международной и внутренней мотивации. 

Второй этап (2016-2020 годы) включал в себя: 

  1. Анализ и обобщение вопросов правоприменительной практики принятых нормативных правовых актов, что позволило обеспечить реализацию задач, целей, а также основных направлений государственной политики в области миграции. 
  2. Принятие программ в процессе реализации основных направлений миграционной политики государства. 
  3. Расширение применения информационных технологий с целью анализ миграционной ситуации, а также обеспечения миграционной политики государства, включая уточнение программ аналитических и статистических работ в сфере международной и внутренней миграции. 
  4. Осуществление и последующий мониторинг принятых программ в области реализации основных направлений миграционной политики государства. 

После завершения данного этапа предполагалось приостановить миграционные оттоки населения из районов Дальнего Востока и Сибири. 

Третий этап (2021-2025 годы) включает в себя проведение оценки эффективности принятых ранее мер и программ по реализации основных направлений государственной политики в сфере миграции, уточнение основных стратегических приоритетов и ориентиров, а также ключевых направлений осуществления государственной политики в сфере миграции, совместно с последующей корректировкой этих программ. 

Предполагается, что в результате третьего этапа к 2026 году станет возможным обеспечение миграционного притока населения в районы Дальнего Востока и Сибири. В качестве основных механизмов осуществления Концепции можно выделить:

  1. Включение мероприятий и задач в области реализации миграционной политики государства в федеральные, региональные и государственные программы. 
  2. Оптимизация законодательства РФ в области миграции, совместно с унификацией статистического учета в этой области в контексте межгосударственных формирований. 
  3. Продолжение усовершенствования законодательства РФ в миграционной сфере при учете норм международного права. 
  4. Проведение непрерывного мониторинга, а также анализа миграционных процессов, происходящих на территории РФ, совместно с их влиянием на демографические, социально-экономические и иные аспекты государственного развития, а также усовершенствование научной базы в области миграции. 
  5. Развитие межгосударственного сотрудничества Российской Федерации по миграционным вопросам. 
  6. Процесс усовершенствования системы коммуникации между органами государственной власти субъектов РФ, федеральными органами государственной власти, институтами гражданского общества в области миграции, органами местного самоуправления. 
  7. Учет задач государственной политики в сфере миграции с учетом формирования регионального и федерального бюджетов, концентрации материальных и финансовых ресурсов для реализации приоритетных задач и направлений государственной политики в сфере миграции. 
  8. Разработка приоритетных направлений политики государства в сфере миграции для разных регионов в соответствии со складывающейся миграционной картиной. 
  9. 20 декабря 2013 года в России ввели обязательную сдачу экзаменов по русскому языку, основам российского законодательства и истории России для трудовых мигрантов. Без сдачи этих экзаменов и без предоставления сертификатов по итогам этого тестирования, которые являются действительными на протяжении пяти лет, патент для разрешения на работу получен не будет. Правительством РФ не только «русификация», но также и вооружение мигрантов историко-правовой информацией, что позволит повышать приток иностранцев в вузы России. Еще в 2013 году были внесены корректировки в постановление Правительства РФ от 25 августа 2008 г. № 638 «О сотрудничестве с зарубежными странами в области образования». Так, в поправках ежегодная квота приема соотечественников и иностранцев, проживающих за рубежом в вузы была увеличена. Также предполагается усовершенствование условий приемов таких граждан в виде оплаты для них медицинской страховки и транспортных расходов. 

Обобщая, можно говорить о том, что государственная политика нацелена на сооружение механизма, который может позволить на постоянной базе заключать соглашения между странами СНГ и Россией по вопросам организованного набора иностранных лиц с целью реализации ими трудовой деятельности в Российской Федерации. 

Вместе с тем, в законодательстве Российской Федерации предусматриваются меры ужесточения и пресечения процессов нелегальной миграции, а также регулирование пребывания трудовых мигрантов на территории страны. Так, с 1 января 2015 года в Российской Федерации были отменены квоты на мигрантов, которые прибыли из безвизовых стран. 

Вместо данных квот, для работников-иностранцев предусмотрена необходимость получения специального патента, который позволит им работать как у юридических лиц, так и у частных лиц. При этом, жителям многих стран СНГ позволительно приезжать в Российскую Федерацию только имея при себе загранпаспорта. 

Предусматриваются также и наказания за нарушение режимов въезда в Российскую Федерацию. Например, с 1 января 2015 года все мигранты, которые превышают разрешенные сроки пребывания в стране на период от шести-девяти месяцев могут лишаться права въезжать в Россию на пять лет. А в ситуации превышения данного срока более чем на девять месяцев запрет будет продлен до десяти лет.