Элементы культуры

Реализоваться в творческой сфере каждый человек в состоянии по-разному, и достижение его творческого самовыражения происходит посредством различных культурных форм, каждая из которых обладает своей смысловой нагрузкой и символической системой. 

Миф и религия

С точки зрения истории первой формой культуры считается миф, представляющий собой бессознательную смысловую интеграцию человека с силами близкого и прямого бытия — бытия природы либо социума (людей вокруг). В то время, когда миф есть единственная форма культуры, такое единение говорит о том, что человек не умеет отличать смысл от природного свойства, а ассоциативную связь от причинно-следственной. Природа наделяется душой и выступает в качестве мира родственных и близких человеку, хотя и пугающих, мифологических существ – божеств и духов.

Замечание 1

Миф есть наидревнейшая система ценностей. Культуре свойственен такой путь развития: от мифа к логосу, то есть от вымысла к знанию. В современной культуре с ходом развития цивилизации ценностям и идеалам мифа отводится архаичная роль, но дающая нам средства символического мышления, позволяющая объяснять ценности современной культуры посредством идеи «героического».

В мифе все становится условным и символичным, а потому фантазия позволяет легко воспринимать несовместимость, а зачастую даже противоречивость, смыслов и содержания. 

В той же мере как и миф, религия транслирует потребность личности в том, чтобы ощущать свою причастность к основаниям бытия. Однако в отличие от мифа, здесь божественной силой наделяются сверхъестественные силы, а не природа, дух человека с его свободой и творчеством. 

Трактуя божественное в качестве сверхъестественного абсолюта, религия помогала человеку обрести независимость от стихийных сил и страстей. Ценностная нагрузка религии и ценностная нагрузка светской культурной жизни зачастую вступают в противоречие друг с другом (например, в миропонимании либо определении смысла жизни). Главное место в религии отводится вере – в сверхъестественное, в Бога, в чудо – во все то, что невозможно постичь рациональным путем. Как правило, изначально культура модифицирует становление религии, но с ходом времени религия начинает вносить изменения в культуру, попадающую все больше и больше под ее ощутимое влияние.

Замечание 2

Религия прививает ценностям безусловность и святость, формирует ценности от земных до божественных. При попадании в русло предлагаемых религией ценностей, человек совершает свой выбор в пределах греховного и справедливого. 

Однако из-за того, что светские ценности обладают более условным характером, а также более легко подвержены преобразованиям в духе эпохи, со временем появляется тенденция к высвобождению культуры из-под влияния религиозных догм и правил. 

Искусство

Искусство всегда фигурировало в истории культуры в одном ряду вместе с мифом и религией. Оно было трансляцией потребности человека в образно-символической интерпретации ключевых моментов его жизненного процесса. 

Замечание 3

Ключевая задача искусства есть познание эстетического, художественное выражение человеком явлений окружающей их среды. Обогащение культуры посредством духовных ценностей через искусство происходит с помощью системы образов, символизирующих идеалы определенной эпохи. Данные ценности отличаются. 

Они могут быть направлены в прошлое, в будущее либо в настоящее, но всегда ориентированы на человеческое «Я» и создают как рациональные, так и иррациональные мотивы в поведенческой жизни человека. В связи с этим в развитии культуры роль искусства довольно противоречивая, так как оно может воспитывать как в духе возвышенных идеалов, так и, напротив. 

Наука

Невзирая на то, что в структуре культуры наука – новый институт, значение ее быстро растет. В науке достоверность получаемых знаний проверяется с помощью специально созданных средств, это особый способ производства объективных знаний, который не предполагает оценочного отношения к объекту. 

Замечание 4

Истина есть самая высокая ценность для науки, а для культуры эта высшая ценность – человек. 

Наука создает ограничения для возможностей духовного развития, так как сдерживает иные формы истин. По мнению Н. Бердяева, жажда познания становится фатумом в судьбе человечества, если она оторвана от идеалов Добра и Красоты. В сознании общества зафиксированы идеалы прогресса в связи с перманентным стремлением совершенствовать и обновлять технику, технологию, материалы. Данные идеалы начинают преобладать над иными установками и смыслами жизни человека.

В связи с этим, цивилизацию и культуру в определенном отношении невозможно соединить, так как духовной сущности человека противостоят технофицированные формы его бытия.

Замечание 5

Культуру можно трактовать как творческую лабораторию человеческого духа, а науку – это творческую лабораторию лишь разума.