Конкуренция на рынке: её понятие, особенности и виды

  1. Что такое рынок, и как он возникает?
  2. Понятие конкуренции и её разновидности
  3. Виды несовершенной конкуренции

Конкуренция на рынке: её понятие, особенности и виды

Что такое рынок, и как он возникает?

Практически все национальные экономические системы, на сегодняшний день, основываются на рыночном механизме. Если говорить конкретнее, то рынок – это место, в котором пересекаются интересы как покупателей, так и продавцов. Еще много веков назад возникло подобное взаимодействие между купцами и простыми людьми, даже в той ситуации, когда, по сути, денег ещё не существовало.

Но после того, как появились деньги, данная отрасль начала стремительно развиваться, и усложнять отношения между субъектами. Постепенно, случилась специализация труда, производство постоянно расширялось, приобретая новые формы, и все это, безусловно, повлияло на изменения такого понятия как «рынок». На сегодняшний день рынок – это своеобразная система саморегуляции экономических отношений между людьми.

Механизм рынка позволяет получать все нужные ресурсы, проводить точный расчёт выпуска продукции, и сформировать определенный спрос на тот или иной товар. Если говорить о покупателях, то для них рынок предлагает широкий ассортимент разнообразных товаров, которые имеют доступную цену, сформировавшуюся благодаря балансу между спросом и предложением. Главным показателем хозяйственных отношений является цена, которая формируется на рынке. К основным требованиям к появлению рынка можно отнести такие предпосылки:

  • Появление обмена, возникновение денежных средств и революция в развитии промышленности внесли свой вклад в формирование отношений на рынке. Объемы выпуска возрастали с такой скоростью, что появилась необходимость в регулировании выпуска товаров, что стало неотъемлемой частью хозяйственной системы;
  • Особенностью рынка есть свобода каждого субъекта. То есть, производители того или иного вида товара могут на свое усмотрение выбирать, какие товары им изготавливать, и какую форму хозяйствования вести. Так же, они сами определяют форму собственности, и решают, какой объем реализации установить. Если же говорить о покупателе, то он в праве сам решать, какой товар выбрать, опираясь сугубо на свои предпочтения;
  • Государство имеет небольшую роль в управлении экономической стороной, которая включает в себя создание законодательной базы, и контроль над её выполнением;
Заметка 1
На сегодняшний день рынок является сложным механизмом, на котором взаимодействуют субъекты, которые имеют свои предпочтения и интересы. То есть, покупатель желает совершить покупку нужного ему товара по минимальной цене, а продавец — увеличить прибыль от деятельности.

Понятие конкуренции и её разновидности 

К одной из основных характеристик рынка является наличие конкуренции на нем. Конкуренция обоснована тем, что многие производители не имеют ограничений в своей деятельности, и в погоне за своей целью, многие сталкиваются с другими аналогичными производителями. Из-за этого мы имеем аналогичные товары с разной ценовой политикой, что образует конкуренцию.

Если перевести слово «конкуренция» с латинского, то оно будет означать «состязание». То есть, на рынках, достаточно большая конкуренция, так как каждый из производителей делает все для того, чтобы именно на его товар возрастал спрос. Постепенное развитие рыночных отношений и формирование основных экономических особенностей привели к образованию некоторых видов конкуренции. На сегодняшний день часто можно встретить такие виды конкуренции как:

  • Межотраслевая. Данный вид появляется между отраслями хозяйства за наилучшее вложение и распределение капитала;
  • Внутриотраслевая. Представленный вид демонстрирует соперничество между производителями, которые изготавливают аналогичный товар;
  • Совершенная, или как её еще часто называют, чистая;
  • Несовершенная;

Давайте подробнее рассмотрим совершенную конкуренцию, которая является оптимальной моделью взаимоотношений на рынке. Она подразумевает описание пересечений интересов всех продавцов, которые продают схожий товар практически в одинаковом количестве. Все компании, относящиеся к совершенной конкуренции, имеют свободный доступ к ресурсам, производят аналогичный товар, и имеют полную информацию касательно рыночной ситуации. Если говорить проще, то все компании знают о спросе и уровне ценовой политики.

При детальном рассмотрении несовершенной конкуренции можно уточнить, что она создается только в случае несоблюдения всех требований совершенной конкуренции. По сути, любая борьба на рынке относится к несовершенной. Более того, принято выделять такие виды конкуренции как: ценовая и неценовая. Можно сказать, что на сегодняшний день, на рынке преобладает неценовая борьба между производителями товаров. Такое положение обосновывается интересом потребителя к товару, из-за чего формируется объем его предложения.

Виды несовершенной конкуренции

На сегодняшний день в рыночных взаимоотношениях преобладает несовершенная конкуренция. Взирая на те или иные условия, она может быть представлена в разных формах. К примеру, если говорить о монополии, то она предполагает одного продавца на рынке, товары которого не имеют аналогов. К основным чертам такой конкуренции можно отнести высокий барьер для входа в рыночную сферу, отсутствие аналогов, самостоятельную установку цены продавцом, и приобретение товара покупателем на тех условиях, которые уже установлены.

Стоит отметить, что деятельность монополистов регулируется действующим законодательством. На рынке существуют естественные монополии, которые имеют общественный или социальный характер, и благодаря регулированию со стороны государства, они могут удовлетворять потребности покупателей и того производителя, который является монополистом.

Если говорить об олигополии, то она подразумевает наличие нескольких продавцов, общее количество которых не должно превышать два десятка. Они предлагают похожий товар. Как правило, минимальное количество производителей приводит к тому, что в итоге, каждый пытается договориться между собой, чтобы разделить рынок, и установить такие цены, которые будут выгодны каждому.

Стоит отметить, что конкуренция при таких условиях достаточно часто имеет силовой характер, ведь агенты хотят добиться перераспределения ресурсов, или завладеть технологией производства своих конкурентов.

Что касательно конкуренции монополистов, то она подразумевает несколько компаний, которые предлагают похожий товар, не являющийся однородным. Каждый из производителей никак особо не влияет на ценовую политику. Более того, никакого тайного сговора в данном случае не может быть. Выйти на рынок не составляет труда. В монополистической конкуренции может быть ценовая и неценовая борьба.

Источник