Политическая философия Карла Маркса и ее общая характеристика 

Марксистская философия политики исторически складывалась в виде альтернативы и ответной реакции философии либерализма, главным приоритетом которого, по мнению различных представителей выступала эволюция гражданского общества и увеличение политической власти в стране. 

По политическим взглядам философии Карла Маркса, устройство государства выглядело немного иначе: государство по мнению Маркса представляло собой политическую организацию экономически властвующего класса, цель создания которой заключалась в уничтожении сопротивления его противников. 

Момент создания государства К. Маркс связывал с конкретным уровнем развития сил производства, жизнедеятельность которого в связи с общественным трудовым разделением повлекло за собой возникновение и обособление частной собственности, и как итог – имущественному неравенству и дифференциации общества на воюющих между собой социальных групп либо классов-антагонистов. 

Главными заветами марксистской политической философии являлась теория диктатуры и борьбы классов пролетариата в политической сфере жизни общества, обусловленной тем, что нечего терять в классовой борьбе пролетариату, «помимо собственных цепей», потому что пролетарии не имели права собственности на производственные средства. 

В связи с этим классовая борьба признавалась последователями Маркса и им самим в качестве силы, которая двигала историческое развития, способствовала реализации перехода к более высоким от менее совершенных формам организации общественной жизни. 

Довольно важной характеристикой философии политики Карла Маркса, которая отличала ее от большинства других направлений в конкретной сфере, является придание огромного значения экономическим началам социальной жизнедеятельности, при помощи формирования предположения о наличии экономического базиса, который имел первое предопределяющее значение, а второй по отношению к базису — политические и идеологические надстройки. 

Замечание 1

Политическая надстройка и экономический базис соединенные воедино, по мнению К. Маркса создают, общественно-экономическую формацию, а основой их эволюции являются поэтапно способы производства, сменяющие друг друга (рабовладельческий, азиатский, буржуазный и феодальный), которым соответствуют конкретные типы устройства государства. 

Самой главной целью, по мнению марксистской политической философии является переход к общественно-экономической коммунистической формации, при достижении данной формы государство обязано было умереть и тем самым уступить место совершенному общественному самоуправлению. В итоге всего этого должны были быть созданы определенные условия для общего развития творческих способностей и личности. 

Другими словами, Карлом Марксом поэтапно обосновывались положительные моменты перехода к коммунизму, как к самой идеальной форме общественно-политического устройства, которая позволяла бы реализовать принцип «от каждого по способностям, каждому – по труду». 

Коммунизм и его значение в политической философии Карла Маркса 

Определение 1

Коммунизм представляет собой разработанный в марксистку теории общественно-политический устрой, который основан на реальном равенстве в социуме и общественной собственности на средства производства, называемые также коммунистической общественно-экономической формацией. 

Практически, история эволюции государственности не имеет конкретных примеров существования коммунистического общества в реальной жизни, которое отвечало бы абсолютно всем признакам, которые сформулировал К. Маркс касаемо его характеристике. В этом числе определенных особенностей и признаков Карл Маркс выделил: 

  • Отсутствие в обществе классовой дифференциации денежных знаков, как итог замена на средства производства частной собственности; 
  • Наличие в обществе эффективных, высокоразвитых сил производства; 
  • Исчезновение государства в его классическом определении. 

 

Коммунистическая общественно-экономическая формация, исходя из точки зрения К. Маркса владеет довольно сложной структурой и состоит из двух основных фаз: 

  • Высшая фаза представляет собой собственно коммунизм, свойства которого были освящены ранее; 
  • Низшая фаза коммунизма представляет собой социализм. В рамках его государство и дальше существует, более того, власть государства на этом этапе развития гораздо более сильнее, чем в иных формациях, есть мелкая частная собственность, торговля и производство, только крупной частной собственности при социализме уже нет. 

Карл Маркс и его диалектический материализм 

Определение 2

Диалектический материализм представляет собой систему философских воззрений, самостоятельное направление, которое составляет основу философского познания Ф. Энгельса и К. Маркса и. 

Главными тезисами диалектического материализма Карла Маркса являются следующие положения: 

  • Материя — это определенная мысленная абстракция, которая обозначает общее качество реально существующих вещей, то есть всего того, что может воздействовать на наши органы чувств, дает нам ощущения и так далее; 
  • Материя не была кем-то создана, она присутствовала всегда и будет существовать вечно, помимо этого, материя полностью бесконечна в пространстве; 
  • Движение — это способ бытия материи, потому что, с одной стороны, движение само по себе не может существовать вне материи, а с другой – без движения не существует материи; 
  • Движение материи диалектично, то есть обусловлено реальным, материальным сосуществованием двух взаимно противоречащих сторон соответствующего движения; 
  • Высшая форма движения представляет собой отвлеченное мышление, которое присуще исключительно человеку; 
  • И так далее. 

Получается, рассмотрев определённые аспекты диалектического материализма К. Маркса, можно сделать вывод о том, что данная концепция была очень тесно связана с переработкой идеалистической диалектики Гегеля, а также с диалектической переработкой метафизического материализма.