Сущность исследования организационного поведения

Определение 1

Исследование организационного поведения – это процесс изучения поведения работающих людей (их деятельности в рамках рассматриваемой организационной структуры).

Исследование организационного поведения позволяет определить направления повышения эффективности трудовой деятельности. Организационное поведение как наука позволяет решить ряд задач:

  • проанализировать поведение индивидов и их групп в рамках организации,
  • выявить проблемы межличностных отношений во взаимодействии пар индивидов (вертикальное взаимодействие — начальник-подчиненный, или горизонтальное взаимодействие — коллеги),
  • рассмотреть динамику отношений в малой группе (как формальные, так и неформальные взаимосвязи),
  • проанализировать внутриорганизационные отношения как взаимодействие нескольких групп (организация в таком случае рассматривается как целостная система, в которой выделяются компоненты и связи между ними).

Исследование организационного поведения дает возможность систематизировано описать поведение людей в возникающих в ходе их деятельности ситуациях, объяснить причины поступков и обуславливающие их факторы, предсказать будущее поведение персонала с определенной степенью вероятности. Конечной целью исследования организационного поведения выступает овладение управленческими навыками и их совершенствование применительно к той или иной организации.

Нужно понимать, что организационное поведение – это как теоретическая наука, так и комплексная прикладная дисциплина, включающая исследование:

  • социально-психологических,
  • психологических,
  • социальных,
  • организационно-экономических

аспектов и факторов, оказывающих влияние на взаимодействие в рамках организации различных субъектов – индивидов, групп разного масштаба, коллектива в целом как внутри организации, так и со внешней средой.

В организационном поведении объединяются бихевиористские (поведенческие) науки, представляющие собой систематизированные знания о причинах и характере поступков людей, и другие дисциплины:

  • экономическая теория,
  • менеджмент,
  • кибернетика,
  • экономико-математические методы,
  • биология и физиология,
  • социология.

В рамках организационного поведения можно выделить несколько подходов:

  • биологический,
  • социологический,
  • психоаналитический,
  • гуманистический,
  • когнитивный,
  • бихевиористкий и т.д.

Сторонники каждого из них в качестве приоритетных факторов, определяющих поведение индивида, выделяют собственный набор явлений. Справедливым представляется объединение всех подходов в один комплекс. Так, например, нельзя отрицать влияние биологических факторов (если человек не выспался, он будет вести себя совершенно иначе, будет проявлять раздражительность и невнимательность), но и считать их исчерпывающими было бы наивно.

Методы исследования организационного поведения

Научный базис организационного поведения образуют следующие принципы:

  • данные собираются на систематической основе, с контролем их достоверности и надежности,
  • объяснения фактов, предлагаемые в рамках исследования, подлежат тщательной проверке,
  • к использованию на практике допускаются только те закономерности, которые нашли неоднократное подтверждение в виде устойчивых связей и отношений.

Основными применяемыми методами являются:

  • опросы (анкетирование, интервью, тестирование),
  • наблюдения и эксперименты,
  • сбор зафиксированных данных (по документальным источникам),
  • структурированное наблюдение (к примеру, в наблюдении организационной среды могут быть выделены следующие элементы – обстановка, помещение и оборудование, интерьер, освещение и микроклимат, внешность членов организации).

Поскольку организационное поведение в первую очередь связано с поведением конкретных людей, метод опроса является широко применимым.

Определение 2

Под опросом понимают психологический вербально-коммуникативный метод, состоящий во взаимодействии между интервьюером и респондентами (участниками опроса) путем получения ответов на сформулированные предварительно вопросы.

Иными словами, в ходе проведения опроса интервьюер задает респондентам заранее сформулированные вопросы.

Опросы могут проводиться в разной форме:

  • анкетирование – с использованием анкеты, т.е. специальным образом оформленного списка вопросов,
  • свободная форма,
  • метод лестницы – с повышением уровня абстракции при переходе к следующим вопросам,
  • устно,
  • письменно,
  • стандартизовано,
  • в виде интервью, когда интервьюер стремится свести к минимуму свое влияние на ответы респондента, не высказывать свое отношение к озвученной позиции и не подталкивать к желаемым результатам.

Определение 3

Наблюдением называется описательный метод исследования, состоящий в организованном и целенаправленном восприятии и регистрации поведения изучаемых объектов.

Наблюдение и эксперимент – весьма похожие методы. Отличие состоит в мере участия исследователя в создании условий. Если в случае наблюдения условия сохраняются «как есть» (не осуществляется специального воздействия на них), то в случае эксперимента – создаются специальным образом. К примеру, для двух групп могут быть созданы условия с отличающимися параметрами, и по итогам эксперимента проводится сравнение результатов, продемонстрированных в обоих случаях.

Организационное поведение связано с изучением трудового процесса, который находит отражение в отчетности. Разумеется, речь идет в первую очередь о формальных результатах, а не о неформальном взаимодействии. Например, для многих профессий производительность труда можно измерить прямым образом (сколько выпущено деталей, сколько клиентов обслужено и т.д.). Также показательны и другие характеристики трудового процесса – дисциплина (опоздания, ранние уходы с работы), больничные, приказы о премировании и штрафах и т.п.

Источник