Общая характеристика инфраструктуры менеджмента

Определение 1

Инфраструктура менеджмента – это ряд научных подходов, методов и принципов, а также обеспечивающей, целевой, управляющей и управляемой подсистем.

Определение 2

Система менеджмента – это полный комплекс взаимосвязанных и постоянно выполняемых действий, который позволяет эффективно управлять организацией и добиваться коммерческого успеха с максимальной прибылью для конкретного предприятия за счёт обеспечения конкурентоспособности номенклатуры изделий и коммерческого предприятия в целом.

Инфраструктура менеджмента (структура системы менеджмента):

  • улучшение качества оказываемых услуг и выпускаемой продукции;
  • ресурсосбережение;
  • увеличение рынка сбыта и улучшение качества сервиса продукта на конкретном рынке;
  • организационно-техническое развитие производства;
  • социальный рост сотрудников и защита окружающей среды;
  • методическое и ресурсное, а также информационное обеспечение;
  • правовая поддержка;
  • стратегический маркетинг;
  • НИОКР;
  • организационно-технологическая готовность производства;
  • производство;
  • тактический маркетинг;
  • сервис выпущенных продуктов;
  • управление сотрудниками;
  • становление менеджмента;
  • своевременное управление реализацией решения.

Факторы внешней среды

Современный менеджмент независимо от области деятельности имеет ряд общих и специфических черт.

Общие черты отражают все, что происходит в мире, развитии, экономике и т. д. и т. п. Внешнюю среду организации можно назвать совокупностью факторов, которые влияют на жизнь компании, к ней относятся: поставщики, потребители, источники трудовых ресурсов, правительственные учреждения, конкуренты, финансовые организации, ну и еще культура, наука, состояние общества и природные явления.

Так как факторы внешней среды могут влиять на организацию с различной интенсивностью, из них выделяют прямые и косвенные факторы, а всю внешнюю среду делят на среду прямого и косвенного действия.

Определение 3

Потребители — это лица или группа лиц, интересующиеся или возможно заинтересующиеся услугами или товарами, выпускаемыми компанией.

Необходимость удовлетворять потребности клиента оказывает воздействие на процессы внутри компании, так как количество потребителей показывает необходимые производственные нужды, а характеристика потребителей — нужный ассортимент товаров и услуг, а также их качество.

Все потребители делятся на группы:

  1. население, или же конечный потребитель;
  2. представители различных отраслей хозяйства, или же промышленные потребители;
  3. посредники или торговые представители, которые занимаются перепродажей;
  4. государство, как субъект.

Очень важной частью внешней среды всегда есть и будут конкуренты. Любой руководитель не может не осознавать, что не удовлетворяя своих клиентов столь эффективно и дешево, как это делает его конкурент, он долго не просуществует в современных рыночных условиях. Под конкурентами подразумеваются не только те фирмы, что предлагают такие же товары, но под другим брендом, но и организации, выпускающие заменители.

Для нужд хозяйственной деятельности любой фирме нужны внешние поставки: материалы, сырье, капитал, трудовые ресурсы. В этом же случае есть прямая зависимость компании от поставщиков, обеспечивающих подачу указанных ресурсов. На рынке закупок компанию больше всего волнуют выгодные условия получения сырья, то есть: цена, качество и условия продажи (объемы, сроки, отсрочка платежа и т. д.). И вот эти тенденции на рынке закупок оказывают влияние на общий товарооборот компании.

Факторы внутренней среды

Анализ внутренней среды компании несомненно важен для организации:

  • информация о внутренней среде компании нужна управленцу для определения потенциала, внутренних возможностей, на которые организация сможет опираться в конкурентной борьбе для достижения изначальных целей;
  • анализ внутренней среды помогает прояснить цели и задачи компании;
  • указывает на наличие у организации не только товара и производства, но и штата сотрудников, которым нужно устраивать определенный социальный и экономический уровень существования.

Определение 4

Внутренняя среда организации — это ряд процессов, совершая которые компания преобразует ресурсы в продукт, предлагаемый рынку.

Внутренняя среда состоит из ресурсной и операционной частей. Ресурсная часть компании — совокупность сырья и ресурсов, что есть у фирмы для осуществления деятельности. Сюда входят менеджмент как ресурс, определяющий структуру процессов управления, финансы как ресурс, устанавливающий возможность и потребность в приобретении ресурсов для развития, персонал как трудовой ресурс. Операционная часть организации — ряд действий, с помощью которых непосредственно запасенные ресурсы превращаются в готовый продукт. Сюда же входят процессы, связанные с анализом состояния целевых рынков, проведения научных исследований и разработки новых продуктов, процессы нахождения ресурсов для производства и сбыта продукции.

Данная структура внутренней среды помогает выделить состав объектов менеджмента, но не отвечает на вопрос о технологии управления. Для этого можно использовать другое определение внутренней среды. Внутренняя среда — это ситуационные факторы внутри компании, на которые воздействуют управленческие решения. Выделяют следующие элементы внутренней среды: производство, персонал, организация управления, маркетинг, финансы и учет.

Производство включает в себя следующие сферы для анализа:

  • темпы, объем, структура производства;
  • номенклатура товаров компании;
  • уровень запасов, обеспеченность сырьем и материалами, скорость использования запасов, система контроля склада;
  • имеющийся парк оборудования и степень его изношенности, дополнительные мощности, рентабельность использования этих мощностей;
  • логистическая доступность производства и степень критичности;
  • экология производства;
  • контроль качества, издержки и качество териологии;
  • торговые марки, патенты и т. п.

Кадры:

  • квалификация, потенциал, структура;
  • количество сотрудников;
  • производительность труда;
  • ротация кадров;
  • стоимость единицы рабочей силы;
  • потребности и интересы работников.

Организация управления:

  • структура организации;
  • система менеджмента;
  • уровень управления;
  • уровень подготовки;
  • способности и интересы высшего руководства;
  • корпоративная этика и культура;
  • престиж и имидж компании;
  • организация системы коммуникаций.

Маркетинг:

  • производимый продукт;
  • доля компании на рынке;
  • возможность сбора статистики о рынках;
  • каналы распределения и продаж;
  • маркетинговый бюджет и его осваивание;
  • маркетинговые планы и стратегии;
  • новинки;
  • имидж, репутация и качество продукта;
  • стимулирование сбыта, реклама, ценообразование.

Финансы и учет:

  • финансовая устойчивость и платежеспособность компании;
  • прибыльность и рентабельность;
  • соотношение собственных и заемных средств;
  • эффективная система общего учета, формирования бюджета, планирования прибыли.

Источник