Христианская культура Древней Руси под влиянием Византии

Замечание 1

Византийская империя влияла на Древнюю Русь довольно долго и интенсивно. Христианская религия, которая пришла из Византии в Древнюю Русь в X веке, в итоге определила уникальное и неповторимое лицо России.

Византийская культура, а в дальнейшем и культура России имели похожие пути развития. Возникновение Византии произошло в результате разделения Римской Империи на восточную и западную части. Столицей восточной части в свою очередь, стал город Византий, от его названия и нарекли империю. По прошествию времени, этот город переименовали в Константинополь. 

Византия, которая возникла в IV веке, имела под собой довольно прочный римский фундамент культуры. И уже к X веку империя смогла достичь своего рассвета культуры. Византия собирала в себе элементы восточных культур тем самым продолжая традиции культуры Рима. Это все происходило из-за территориальной расположенности к границам запада и востока. Данный территориальный момент таким же образом иллюстрируется и на русской культуре, синтезирующей в себе восточные и западные традиции.

Киевская Русь с православием приняла очень много элементов византийской культуры как обязательство. Славяне приняли эстетику византийского художественного искусства: живопись, архитектуру, богослужебные обряды и музыку. Все культурные богатство Византии славяне гармонично переварили, соединяли, и уже практически через несколько десятков лет создали свои собственные культурные образцы, непревзойденные и уникальные шедевры. 

Религиозное учение и государственная политика

С I века нашей эры по Римской Империи начинает распространяться христианство. Но его развитие в западной и восточной частях империи происходит довольно неравномерно. Под влиянием разных политических событий в XI веке главные особенности христианского вероучения в разных частях империи пришли к несовместимости. В результате этого произошло разделение церкви. Миросозерцание Древнего Востока было основой религиозного вероучения на востоке империи, которое было ориентировано на мироустройство внутри. Восточное направление христианского учения получило стало называться православием. 

Основой православного миро учения является направление на Царство Божие, что в свою очередь, определяет особенности всех сфер деятельности. Система отношений церкви и государственной власти в Византии сформировались уже к IV веку. В данных взаимоотношениях лежит в основе гармоничный симбиоз. Согласие государственной и церковной власти сказалось и на гербе империи: орел с двумя головами под одной царской короной. Государственную атрибутику и этот политический стиль управления государством Византии в полном объеме унаследовала Московская Русь XIV века. 

Иерархическая структура Русской церкви

Структура управления церковью была взята у Византии и дошла до наших дней практически не изменившись. Ее основа заключается в территориальном принципе. В абсолютно каждом культурном регионе руководил церковью свой Патриарх: в Антиохии – Антиохийский, в Александрии – Александрийский, в Иерусалиме – Иерусалимский. Результатом такой организации стала сохранность Восточной церковь культурной уникальности, национальных особенностей и местных обычаев. 

 

С самого начала церковь Древней Руси была митрополией Константинопольской церкви. Для управления ей Константинополь отправлял сюда главу Митрополита. В большинстве случаев это были греки. Только в 1051 году в киевской митрополии был поставлен славянин – митрополит Илларион. 

Церковь восточная всегда духовно была очень близка народу. Развитие монашества происходила в те времена, когда христианство превратилось из гонимых религий в религию государственную. Люди, которые нуждались во внутреннем подвиге, уходили от общества, мира и уединяясь в пустыне. 

Родиной монашества принято считать Египет, а самым первым человеком, который посвятил себя духовности, стал Святой Антоний Великий. По того, как распространялось монашество шло и развитие его теоретизации. Уже к X веку монашество стало теоретизированно, это выражалось в созданном табу, своде правил для монахов. Помимо того, уже была разная аскетическая литература, были написаны монашеские уставы. 

Древняя Русь полностью восприняла разнообразные монашеские традиции и дала ей целиком русское развитие, которое выражалась в основных уставных формах. Из Византии на Русь также пришло и почитание святых, и их иерархии. 

Письменность, искусство и музыка в христианстве

Искусство Византии было целиком пронизано символизмом. Предметы мира видимого воспринимались как соотношения явлениям невидимого мира; только в данной связи они могли обретать смысл. Такой принцип является главным для понимания искусствасредневековья вообще, а также и древнерусского. 

Из Византии пришла также традиция строительства храмов, там самым распространенным был крестово-купольный тип храма. Именно этот тип храма первым появился на Руси. 

В церковной музыке византийской традиции слово и музыка были очень тесно переплетены. Пению отводили главенствующую роль при исполнении песнопений в церкви. Мелодии строили таким образом, чтобы очень ярко отражались смысловые отрезки текста, которые являлись наиболее значимыми и важными особенными ритмико-темповыми рисунками. 

Византийская культура преподнесла миру христианства огромнейшее литературное наследие. Во-первых, это тексты на греческом языке Священного писания Ветхого и Нового Завета. Также оригинальные богословские тексты, проповеди, жития святых, церковные поэтические произведения. Также произведения, которые отражают исторические события, хроники, которые связны с христианским мировоззрением. Все эти произведения — это культурно-историческая ценность. 

Греческая литература впитала в себя традиции античной культуры. Содержание образования было примерно то же: учились на произведениях Платона, Гомера и других мыслителей, произведения которых бережно хранились, накапливая библиотечные фонды Империи, в том числе и церкви, а также переписывались. Но в церкви к наследию античности относились очень неоднозначно. Некоторые и вовсе отрицали какое-либо положительное воздействие от прочтения трудов античных классикой, другие – наоборот, признавали огромную в этом пользу. Византия, кроме церковной, имела еще и памятники светской литературы, которая была не так востребована, поэтому осталась достоянием только греческой культуры.