Г. Лейбниц «Монадология», Дж. Беркли «Трактат о принципах человеческого знания»
Г. В. Лейбниц – немецкий философ, математик. 1705 год был ознаменован для него завершением работы над «Новыми опытами о человеческом разумении», однако опубликован этот труд был только в 1765 г. в качестве уникального комментария к «опыту о человеческом разумении», автором которого является Дж. Локк. «Опыты теодицеи» были изданы Г. Лейбницем в 1710 г., а в 1714 учёный представляет миру свой небольшой трактат, который станет ключевым творением его жизни – «Монадологию». Произведение посвящение учению Г. Лейбница о монадах.
Основные положения монады
Основные положения Монады:
- Монада – это простейшая субстанция, которая является частью сложной, при этом простая вовсе не означает, что она не имеет частей.
- Простые субстанции должны существовать наравне со сложными, раз есть сложные, значит, есть и простые. В ином изложении сложная субстанция – это совокупность или агрегация простых.
- В случае, где нет частей, там нет и продолжения, и фигуры нет, и разделить их невозможно. В этих монадах и смысл, именно они являются истинными атомами природы, иными словами – элементы вещей.
- Не стоит остерегаться и разложения монады, нет никакого реального способа даже представить, что субстанция может погибнуть в естественных условиях.
- Это же причина лежит в основе идеи, что простая субстанция не может получить начало естественным путём, поскольку она не имеет возможности образоваться посредством сложения.
- В итоге всего этого можно сказать, что монады могут образоваться или погибнуть в один момент, иначе говоря, получить право на существование или погибнуть только через уничтожение, тогда как то, что сложно, зарождается или погибает по частям.
- Кроме того, нет возможности пояснить, в случае чего монада изменяется в своём внутреннем существе посредством какого-либо иного творения. Это происходит потому, что в ней нельзя ничего переместить, исправить, уменьшить, увеличить, направить или усилить, как это возможно в сложных субстанциях, которым характерны изменения в отношениях между частями. Монады не имеют никаких отверстий, чтобы кто-то или что-то могло выйти или войти в них. Акциденции не могут и не умеют отделяться и двигаться вне этой субстанции, подобно тому, как это проделывали схоластики с чувственными видами. Отсюда вывод: ни субстанция, ни акциденция не могут проникнуть в монаду извне.
- Но стоит отметить, что монады должны обязательно обладать свойствами любого рода, иначе они не смогут быть существами. Главная идея заключается в том, что простые субстанции должны отличаться друг от друга, в противном случае заметить какое-либо изменение в вещах было бы невозможно. В силу того, что всё, что составляет сложное, состоит из простого. Каждая монада должна отличаться одна от другой, в силу этого можно утверждать, что в природе не существует двух объектов, которые не отличны друг от друга по внутренним признакам или основанным на внутреннем определении.
«Трактат о принципах человеческого знания» Дж. Беркли
Дж. Беркли – английский философ, епископ в Клойне (Ирландия). Основная идея его учения заключалась в отрицании материализма и обосновании религии. Он активно критиковал взгляды И. Ньютона о пространстве как вместилище всех тел и учения Локка о происхождении понятий материи и пространства. К ключевым работам его относят «Опыт новой теории зрения» и «Трактат о принципах человеческого знания».
Работу «Трактат о принципах человеческого знания» он посвятил идеи о том, что внешний мир не существует вне зависимости от восприятий и мышления, воспринимаемость – основа бытия вещей.
Основные положения трактата
Основные положения «Трактата о принципах человеческого знания»:
- Всякий, кто способен видеть объекты человеческого познания, понимает, что они представляют собой идеи, которые воспринимаются чувствами. Либо идеи, получаемые вследствие наблюдения за эмоциями и действиями ума. Ещё возможны идеи, образованные памятью и воображением. А также идеи, которые возникли посредством соединения, разделения или просто представления того, что было первоначально воспринято любым указанным способом.
С помощью зрения человек составляет идею о мире, о свете, цветах и их разнообразии. Осязание помогает понимать, где твёрдое, а где мягкое, различать тёплое и холодное, движение и сопротивление, и при этом всё это в отношении и количества, и степени. Посредством обоняния человек ощущает запахи, вкусы. Слух служит для того, чтобы распознать разнообразие звуков по тональности и составу. А поскольку разные идеи наблюдаются вместе в союзе, то принято их обозначать одним именем или одной какой-нибудь вещью.
- Однако наряду с этими бесконечными чередами идей или предметов знания существует нечто равное, способное понять и воспринять их, а также произвести различные действия, например, хотение, воображение, воспоминание. Это внутреннее существо, стремящееся к познанию, что человек называет ум, дух, душа или моё «Я». Этими словами автор обозначает не одну из своих идей, но вещь, которая отлична от них, при этом они существуют в ней. Вместе с тем, то же самое, что воспринимается как существование идеи заключается в её воспринимаемости.
- Автор утверждает, что каждый человек согласен с мнением, что наши мысли, страсти, идеи, образуемые воображением, не могут существовать вне нашей души. В такой ситуации логично говорить о том, что разные ощущения или идеи, зафиксированные на чувственном уровне, смешаны и соединены между собой любым способом, существуют в полной мере только в духе, который их воспринимает. Каждый может лично удостовериться в этом, если обратиться к понятию «существует» относительно ощущаемых вещей.
Это всё, воспринимается или ощущается под такими выражениями, в силу того, что всё подразумевающееся под безусловным существованием немыслящих вещей, без определённого отношения к их воспринимаемости, совершенно неясно.
- Автор говорит о странности в восприятии людей относительно домов, гор, рек, и т.п. чувственных вещей и что они имеют существование, выборочно либо реальное, либо природное, не относящееся к восприятию разума. Однако, та уверенность, с которой утверждается этот принцип может любым исследователем быть подвержен сомнению, поскольку содержит в себе достаточно противоречивое знание. В силу того, что эти объекты, о которых говорилось выше не что иное, как вещи, которые воспринимаются человеком как чувственное. При этом автор задаётся вопросом, что человек может воспринимать не посредством чувств или ощущений. А также его интересует проблема воспринимаемости относительно идей и ощущений или их различных комбинаций.
Тщательное изучение этого видения проблемы и дальнейшее изучение в этой области могут дать совершенно неожиданные результаты и выводы. В конечном итоге данное исследование зависит от учения об абстрактных идеях. В ходе изучения нужно максимально абстрагироваться от отличий в существовании ощущаемых предметов и воспринимаемости их так, чтобы представить их как существующие невоспринимаемые.
Необходимо ответить на вопрос, что такое то, что мы можем видеть, например, свет и цвета, формы и протяжения и т.п. Как их понимать и воспринимать в качестве разнообразных ощущений, идей или чувственных восприятий. Кроме того, есть ли необходимость и возможность, мысленно отделять которую из них от восприятия. Каждый человек по своему может отделять вещи от себя, при этом способность мыслить или представлять не может идти дальше, нежели реальное существование или восприятие. Поэтому, если человек не может видеть или трогать что-то без его реального существования, то и не в состоянии помыслить или ощутить вещь или предмет независимо от их ощущения или восприятия. В реальности объект и ощущение это одно и то же, в силу этого их невозможно абстрагировать один от одного.