Функционально-стоимостный анализ
Функционально-стоимостный анализ
ФСА — один из эффективных методов, который позволяет располагать резервы денежных средств, их затраты на трудовой процесс и расход материальных ресурсов для производства продукции. Впервые ФСА появился в конце 1940 года, после того, как инженер Ю.М. Соболев вместе с Л.Д. Майлз предложили качественные методы, для снижения количества затраченных деталей. Они пришли к поиску резервов для снижения себестоимости продукции. Итак, благодаря узлу усиления микротелефона, это послужило сокращению количества используемых деталей на 70%, трудоемкость процесса на 69%, расход материала на 42%, себестоимость продукции — в 1,7 раз. Западные специалисты, по сравнению с нашей страной, занимались развитием данной методики, и до сегодняшнего времени, этот метод стал одним из востребованных и завоевал мировое признание. Поэтому, многие крупные компании, на каждый потраченный доллар на функционально-стоимостный анализ, экономят от 7 до 20 долларов, но это в свою очередь зависит от отрасли и объекта исследования. Что касается нашей страны, предложенный метод, нашел место в электротехнической промышленности.
Основная цель метода — это поиск всевозможных резервов, которые смогли бы максимально сократить расходы на производство. Поэтому аналитики, обращают внимание на такие факторы, как сравнение нормативных и фактических затрат. К тому же, все возможные отклонения, будут считаться как положительная сторона, и существовать как резерв. По мнению ФСА, каждый объект или продукция, нужна для удовольствия и потребностей многих людей, но при применении одного с предметов, становится понятно, что он обычно выполняет несколько определенных функций: основную, дополнительную и ненужную.
Таким образом, если функции не особо то и нужны, тогда и расходы на их производство не целесообразны. По ФСА можно поделить все расходы на две категории: необходимые и излишние. Каждая функция должна быть реализована, с помощью ряда технических и технологических процессов, ведь каждая из них, имеет разный объём расходов. Возможно, сделать преждевременно расчеты, отталкиваясь от минимальной суммы на производство какой-либо функции, выбрав при этом любой из методов ее производства. Стоит отметить, что ФСА — это вариант для поиска дешевого метода основных функций, при этом отказавшись от лишних функций.
Комплексная оценка экономического анализа
Особое место, в системе комплексного экономического анализа, принадлежит сравнительной оценке финансового состояния предприятия, а так же ее деловой активности. Важность проведения такой оценки, нужна в двух случаях:
- Когда нужно сделать сравнительный анализ работы, нескольких хозяйственных объектов деятельности, во времени;
- Когда необходимо сделать сравнительный анализ показателей финансового состояния организации, основываясь на единой системе.
Одним из главных условий, перед использованием метода сравнительной комплексной оценки – это допустимая общая мера, разных по своей сущности, показателей. Когда в систему показателей, входят трудовые или расчетные показатели, то сравнение их должно производиться, не только по абсолютным значениям, но и в соответствии с их относительностью.
Сравнительная комплексная оценка экономического анализа, проводится на основе таких методов:
- Метод суммирования значений по всем показателям. Он используется в случаях, одной и той же направленности исходных показателей и их сопоставлении между собой. Подходящим предприятием для использования данного метода, считается, то где максимальная сумма показателей — стимуляторы, а минимальная — дестимуляторы.
- По методу суммы мест, организации распределяются по показателям – стимуляторам, с нарастающей, и по показателям — дестимуляторам, с убыванием. Если же, организации равны между собой по показателям, они занимают равные позиции. Организация, имеющая минимальную сумму мест, будет считаться эффективной по такому методу.
- Метод суммы балов, где помимо исходных данных, необходимо разработать много шкальных оценок и согласовать их между собою. Метод суммы мест и метод суммы балов, не предусматривают защиту абсолютных показателей, таким образом, оценки, полученные, в ходе применения этих методов могут испортить реальную картину, по достижениям каждого из предприятий, в особенности, если предприятия подобны между собой.
- Метод расстояния — это оценка итоговых показателей хозяйственной деятельности, с учетом абсолютных значений. В матрице показателей, лучшее значение обозначается как эталон. После этого производится расчет показателей по каждому предприятию, и сравниваются с предприятием-эталоном. Затем, исходя из результатов, проводится классификация предприятий, они распределяются в порядке возрастания расстояния, и естественно, у кого расстояние наименьшее, тем выше его оценка.
- Таксонометрический метод предполагает учитывать не только абсолютные значения показателей, но и предоставляет возможность элиминировать их. Исходные значения получаются благодаря использованию таких формул:
Такая методология, объясняется тем, что при применении исходной информации, за период оценивания и систему показателей для рейтинговой оценки, можно классифицировать предприятия за рейтингом, при этом учитывая все важные параметры хозяйственной деятельности объекта. В таблице ниже, можно рассмотреть примерный набор исходных показателей, которые нужны для сравнительной оценки. Они поделены на 4 группы. Здесь не представлены убыточные показатели, а только относительные, что необходимы при расчете на начало или конец периода. Итоговый показатель рейтинговой оценки можно получить, в ходе сравнивания каждого условного показателя предприятия-эталона, где имеются лучшие результаты по всем его параметрам.
Все данные записываются в таблицу, строка (i) – это номер показателя, столбец (j) – это номер предприятия.
Анализ каждого показателя, как определение рейтинговой оценки, рассчитывается по формуле:
После проведения всех необходимых расчетов, предприятия можно классифицировать в порядке начиная от большей до меньшей рейтинговой оценки. Эффективным предприятием будет считаться то, у кого минимальная рейтинговая оценка.
Применение такого метода, может понадобиться для сравнения предприятий на определенную дату или в динамике. Данные могут рассчитываться как темповые показатели роста или по данным бухгалтерской отчетности.