Легитимности политической власти и ее общая характеристика

В политической науке большое внимание практически на всех исторических этапах ее развития и становления уделялось рассмотрению вопросов, которые связаны с реализацией политической власти в стране, а также поиском более рациональных путей ее реализации и формирования. В результате это, одним из более общих, но в тот же момент общепризнанным вывод связанный с тем, что в государстве власть не может основываться сугубо на принуждении, и не имеет значение его содержание: физическое, материальное, психическое, и так далее. 

Другими словами, нужно сделать вывод о том, что государственная власть всегда представляет собой отношения, которые основаны на взаимосвязи согласия и принуждения. Даже если не обращать внимания на всю противоречивость этой конструкции, именно она и является единственно возможной моделью реализации эффективной государственной власти. 

При всем этом создается определенное единство (согласия в принуждении и принуждения в согласии) именно законностью государственной власти. Но необходимо обратить внимание на тот факт, что легитимность власти – это очень сложная категория, в связи с этим в политической науке существуют разные трактовки содержания и определения данной категории. Рассмотрим основные из них более подробно: 

Исторически, основавшись в начале XIX века во Франции легитимность власти практически равнялась с законностью, в связи с этим, на начальном этапе эволюции учения о легитимности, легитимной признавалась власть, которая была установлен на условиях и в порядке, которые были предусмотрены национальным законодательством. Поэтому, легитимная власть практически противопоставлялась насильственно узурпированной власти. 

 

Огромное значение для развития вопросов о легитимности власти и политической науки целиком, имело учение М. Вебера, который провел характеристику легитимности власти и указал, что она содержит два положения: 

  • Обязанность управляемых всегда подчиняться признаваемой власти государства; 
  • Признание народом власти правителя. 

Другими словами, если исходить из теории М. Вебера, можно выразить такое определение легитимности политической власти: 

Определение 1

Легитимность государственной власти представляет собой добровольное согласие граждан беспрекословно подчиняться решениям и актам государственной власти с одной стороны, и со стороны государства принимать правомерность применения принуждения. 

При всем этом в науке, приводится характеристика политической легитимности, и исходя из ее определенных форм и типов. Только в науке вопрос о зависимости форм и типов легитимности выступает дискуссионным, в рамках этой статьи некоторые категории признаются равнозначными. 

Харизматический и традиционный формы (типы) легитимности

Традиционная форма политической легитимности является первым типом в истории признания власти в догосударственных образованиях и государствах. На этом типе была создана власть королей, вождей, и так далее, а в основе признания этой власти находилась главная идея о ее происхождении от Бога. 

Пример 1

Так, к примеру, в средние века «Божественное право» говорило о том, что власть тех, кто управляет, будучи воплощением власти Бога на земле, приобретает особенное достоинство, которое стоит выше человеческого. 

Опираясь именно на похожие тезисы, создавалось убеждение людей в величии и правомерности власти традиционного лидера. Не обращая внимания на некоторую архаичность модели традиционного лидерства, в определенных государствах оно сохраняет свое значение. К примеру: Иордания, Оман, Саудовская Аравия, Кувейт, получается в странах, где осталась монархическая форма правления. 

Харизматичная форма легитимности по М. Веберу представляет собой харизматический тип, характеризующийся абсолютной легитимностью потому, что власть в лице всенародного лидера, награждается выдающимися, и довольно часто сверхъестественными качествами. В результате решения и веления этого лидера являются для всего народа неоспоримо верными и должны беспрекословно исполняться. 

Только нужно отметить, что схоже с традиционным типом легитимности, харизматическая легитимность тоже утрачивает свое значение в результате освобождения сознания общественности от влияния религии. Из-за этого, на данный момент времени можно говорить о сохранении настоящей харизматической легитимности сугубо в традиционных обществах Африки, где харизма политического лидера, в лице вождя, стала формой организованно, массового политического поклонения. 

 

Легитимная власть легально-рационального типа

В условиях современности наиболее удовлетворительно и более распространенной формой легитимности политической власти является легально-рациональный тип. Сформировавшаяся основа этой формы легитимности заключается в убежденности большего количества слоев населения в правильности тех официальных правил, принимающихся действующей властью и понимании потребности их реализации, для целей развития общества, установления правопорядка и законности, и так далее. 

Данный тип рациональной легитимности, в большей степени разумен для развитых плюралистических демократий, легитимность власти в которых обеспечивается, по средствам, функционирования свободных выбранных механизмов создания органов власти государства. 

Замечание 1

Нужно также обратить свое внимание на то, что М. Вебер не делал идеальной государственную политическую власть, и поэтому осознавал возможность наличия режимов, которые находились за границами соответствующих форм легитимности. К таким он относил тоталитарные режимы, государственная власть в чертах которых не отвечала требованиям легитимности, поскольку не получала подлинной поддержки народа, а соответствующие властные веления осуществлялись только в связи с угрозой применения репрессивных мер принуждения.