Финансовая система, ее принципы и особенности
Финансовая система, ее принципы и особенности
Любая финансовая схема компонируется из следующих элементов:
- бюджета и его системы;
- финансовых посреднических организаций и субъектов в целом;
- финансовых накоплений некоммерческих предприятий;
- денежных сумм коммерческих организаций и учреждений;
- государственного кредитования.
Все эти элементы можно распределить в пределах трех крупных подсистем:
- Денежные активы субъектов хозяйствования – используются для гарантированного воспроизводства работы с помощью финансов на микроуровне. К ним относятся финансы коммерческих и некоммерческих предприятий и финансовых посредников;
- Общенациональные финансы – могут обеспечивать гарантии на необходимости производства на макроуровне. Включают государственное кредитование и деньги бюджетной системы (финансы Пенсионного Фонда, Фонда социального страхования РФ, а также федеральные и территориальные бюджеты);
- Страхование – имущественное, личное, ответственности.
Финансы государства нужны для разработки и внедрения единой общей политики стары в сфере денег. От успехов ее реализации будет зависеть прибыльность работы огромного количества компаний.
Общегосударственные денежные фонды создаются как результат распределения и перераспределения национальных финансов, которые формируются в реалиях производства материальных товаров.
Роль государства в социальной и экономической отрасли весьма значима, ведь именно правительство управляет бюджетными средствами, что приводит к необходимости централизации части денежных вливаний.
Роль национального капитала
Финансы выступают главным действующим элементом экономики, выполняя следующие роли:
- организация и стимулирование конкретного темпа развития каждой хозяйственной области;
- перераспределение денежных средств между отдельными регионами страны, конкретными формами собственности, группами людей и в экономической сфере в целом.
Нужно уточнить, что единая финансовая система составляется з денежных активов ПП. Бюджет страны полностью взаимосвязан с ПП. В то же время основным источником дохода остаются НД, которые создаются в реалиях производства материальных составных элементов и товаров. Однако многие компании и учреждения включают в систему денежного оборота банковские ссуды, бюджетные ассигнования и займы.
Финансовые отношения признаны основным объектом контроля денежными средствами. Субъектами в этом тандеме выступают предприниматели и органы государственной власти.
В рамках макроуровня денежные потоки контролируются такими государственными организациями и органами власти:
- Президентом;
- Министерством по налогам и сборам;
- Федеральным собранием;
- Государственным таможенным комитетом;
- Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг;
- Министерством финансов;
- Исполнительными органами внебюджетных фондов.
Функциональными особенностями финансовой системы выступают:
- стабилизация экономики;
- распределение прибыли;
- мобилизация нерабочих денежных активов и задействование их в потребностях производства;
- стимуляция продуктивного производственного процесса.
Необходимо уточнить, что кроме юридических лиц также могут принимать участие в производственных действиях простые граждане, которые владеют собственным делом.
Финансовые ресурсы представляют собой базу бюджета любой страны, ведь формировать и применять экономическую стратегию без денег невозможно. Таким образом, финансы выступают рушимой силой развития государства.
Если рассматривать финансирование более широко, то уже многие страны организовали в дополнение к бюджету финансовые узкоцелевые фонды. Они применяются как дополнительные источники дотаций конкретных групп трат. Такие фонды организовываются вне основного денежного баланса страны и носят название внебюджетных. Наиболее часто они формируются для выделения денег на такие типы расходов, как социальная защита граждан, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций экономического и экологического характера.
Частная предпринимательская финансовая сфера сформировалась в экономической системе РФ относительно недавно, после преобразования рынка, когда граждане получили возможность начинать собственное дело. Сейчас предпринимателями, не создающими юридического лица, могут выступать юристы, детективы, врачи, фермеры, люди, которые реализовывают товары в сфере розничной торговли и другие.
Основное место в финансовой структуре отдается бюджету страны как самому масштабному фонду денежных активов, использующихся государством для обеспечения собственной деятельности. Именно благодаря бюджету проходит финансирование военных подразделений, полиции, системы здравоохранения, а также совершается воздействие на экономические процессы разного типа и направленности.
Из-за главенствующего положения бюджет страны влияет на различные сферы финансовой системы, поддерживая их в моменты кризиса и неудач. Поддержка производится с помощью передачи денег из главного правительственного фонда в муниципальные пункты, и далее в специализированные правительственные фонды.
Национальный бюджет складывается из двух равносильных частей – расходов и доходов. Расходная сторона отображает сферы и места, на которые были затрачены денежные средства, выделенные правительством. Доходная часть демонстрирует то, откуда пришли финансы для обеспечения работы всего государства, какая группа населения предоставляет для поддержания экономики страны наибольшую часть дохода и другие аспекты.
Для каждого государства характерны свои индивидуальные особенности строения бюджета. Они зависят от объема экономического потенциала страны, роли ее в экономике, масштаба поставленных целей, которые внедряются правительством в поточном году, отношений со странами-соседями и многими другими принципиальными факторами.
В рамках области, города, района или частных земель работают отдельные местные органы власти и управления. Оплата их деятельности осуществляется из местных фондов и финансов. Наиболее часто эти деньги не представляют собой часть бюджета государства, и отличаются в некоторой мере самостоятельностью.
На сегодня в практике большинства стран начала преобладать тенденция к резкому увеличению объема местного финансирования, если проводить сравнение с обеспечением централизованных правительств. Это стало свидетельством того, что важность местных органов прогрессивно растет, при чем как в экономической, так и в политической сферах жизни.