Психология философии Платона прямым образом основана на его этике и политической философии. В «век Зевса» философия становится базой для процесса, в котором отсутствует прямое попечение богов о человеке, а мораль и политика приобретают вид формы опосредованного закона для земной реальности. Этические взгляды Платона основываются на представлениях Сократа, где в основе лежит тезис о «добродетели, который есть знание». Естественно, что в данном контексте знание не столько совокупность сведений, навыков и умений, сколько глубокое понимание истинности мирового устройства, которое представляет собой императив для адекватного поведения философа. Владеть таким знанием может только тот, кто смог познать самого себя как мудреца.

Справедливость, мужество и мудрость – основные критерии добродетели

Совершенство человека заключается в его добродетельности. Хотя Платон много раз иллюстрировал проблематичность однозначного определения добродетели. В своих трудах он часто использует понятия справедливости, мужества, воздержанности и т.п. Наиболее яркое выражение человеческого достоинства он видит в справедливости. В текстах «Государства» справедливость описана как соединение воздержанности, храбрости и мудрости.

Воспитание справедливости происходит посредством ведения философского образа жизни и полного успеха может достигаться только в максимально идеальных для данного процесса общественных условиях. В случае, если воспитание человеческой души происходит в государстве, в котором придерживаются дурного общественного строя, то из человека может получиться откровенный злодей.

Платон говорил, что все души изначально имеют способность быть справедливыми. Некоторые при этом могут быть более мужественными, а некоторые благоразумно воздержанны. В «Государстве» Платон говорит о существовании трёх сословий, которые соответствуют трём началам души: мудрости, мужеству и воздержанности. Мудрость олицетворяют мыслители, мужество – стражи, а воздержанность – все остальные члены общества. Платон уверен, что только правильное сочетание всех добродетелей позволит создать справедливое общество и справедливого человека в нём.

Исследователи, которые занимаются изучением трудов Платона, много внимания уделяют ответу на вопрос, который заключается в том, планировал ли мыслитель в действительности создать такое государство или он считал, что такое возможно только на небесах.

Замечание 1

Некоторые учёные утверждают, что Платон и в правду считал невозможным на земле создать идеально справедливое государство. Об этом говориться в IX книге «Государства».

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что Платон в своих трудах, рассуждая об идеальном государстве, в котором правит справедливость и мужество, предлагал нам образец, чтобы эту самую справедливость постичь. Типология настоящих форм государственного строя, которую представил Платон в VII и VIII книгах своего «Государства» раскрывает суть существующей политической конституции в «век Зевса». Идеальны пример, который пригоден для сравнения, даёт возможность отследить все отличия между ними.

Виды государственного строя

Платон в «Государстве» предлагает иерархию видов государственных строев. Он располагает их в порядке убывания с учётом того, насколько тот или иной строй подходит под его представление идеальности. По убыванию они располагаются следующим образом: монархия, аристократия, тимократия (правление честолюбцев), олигархия, демократия и тирания.

Замечание 2

Интересен тот факт, что данная иерархия строев государства имеет зеркальную симметрию. Тирания представляет собой искажённое воспроизведение монархии, а демократия – как зеркальное отражение аристократии или власти избранных, олигархия – искажение тимократии.

Платон наиболее приемлемым для себя видел строй монархии или аристократии. Однако в «Законе» и в «Политике» он говорит о макетах или эскизах становления идеальной конституции.

Основная мысль «Политики» в том, что у власти находится идеальный правитель. Это позволило бы государству отказаться от вечных законов. Роль правителя изменять законы относительно современности. В самом общем виде деятельность правителя похожа на деятельность ткача. Подобно ткачу, совершенный руководитель должен сплетать воедино два самых наилучших типа душ – мужественный и благоразумно сдержанный. Именно результат такого труда, будет походить на прочную ткань, которая станет основой и защитой от внешних воздействий и угроз, и даже от внутренних разногласий. Под тканью мыслитель понимает сплочённый, справедливый и мужественный народ.

«Законы» посвящены в основном предпосылкам, которые были высказаны ещё в «Политике». Главная из них гласит: «Идеальных правителей ничтожно мало, и появляются они не в каждом поколении». На основе этого убеждения Платон предлагает ещё одну форму государственного строя, он назвал «демократией твёрдой руки». Он подразумевает беспрекословное соблюдение всех законов, которые регулируют все стороны жизни граждан – от военной до религиозной, от воспитания детей до способов проведения досуга. Данное государство устроено таким образом, что в нём есть место для рабов, слуг и наёмных работников, которые занимаются различными видами деятельности, свойственным полноправным жителям полиса.

Фундаментом государственного строя является воспитание.

Замечание 3

«Государство» и «Законы» часто называют двумя вариантами воспитательной утопии Платона.

В данном контексте, воспитание служит для того, чтобы человеку прививать «чувство локтя» и общности дела. По мнению Платона, это выражается в образе жизни стражей. Их сообщество отличается тем, что не имеет имущества, ему характерно наличие жён и детей, а в общем виде оно представлено как семья (сексуальные отношения в которой регулируются мудрецами-правителями).

Ещё один способ связи в обществе между людьми – отношения ученика с учителем. Любовь к мудрости, которая характерна в основном старшему поколению, способствует тому, что воспитанник также будет открыт мудрости.

Особенность Платона в том, что во всех формах влюблённости, он видит стремление души к идеям прекрасного и блага.

Замечание 4

Из-за того, что Эрос, сын Богатства и Бедности, представляет собой чистую интенцию, вечно неутолимое для смертного существа стремление, всегда существует угроза того, что чёрный, неблагородный конь души-упряжки попытается превратить любовь в страсть и вожделение.

Только благоразумный человек может справиться с этим, потому что он понимает истинный смысл любви и то, что это не сексуальные проявления, а забота, воспитание себя и любимого и т.п.

Поэтому любовь Платон представляет, как божественное исступление и философское чувство, которое толкает человека к познанию мудрости. В силу этого стоит сделать вывод, что даже стремление к мудрости уже есть важная позитивная общественная сила, которая лежит в основе социума.