Экзистенциализм как философия культуры 20 века

Происхождение понятия экзистенциализм

Есть несколько определений экзистенциализма в современной научной литературе. Это может быть:

  • особым направлением развития философской мысли 20 века, в центре которого — уникальность человеческого бытия и провозглашение крайнего его иррационализма;
  • особая философия существования;
  • специфическое культурное движение, которое иллюстрирует глубокое духовное и эмоциональное измерение личности в сложных кризисных ситуациях.

В числе первых, кто начал использовать термин экзистенциализм, был К. Ясперс — в 1931 году. В своих трудах ученый писал о том, что зарождение и становление нового философского течения можно обнаружить в работах датского протестантского мыслителя и философа С. Кьеркегора. Речь идет о концепции «страха и трепета» — она делала акцент на пограничные состояния личности и иррациональность бытия.

Суть учения

Критика философии существования направлена на технический прогресс. Исходя из экзистенциализма, прогресс оптимизирует производственные процессы и разнообразные аспекты жизнедеятельности личности. Но, при этом, не может дать объяснение человеческим «страху и трепету», отчаянию, безысходности, фрустрации. Он не может упорядочить жизнь, дать смысл неустойчивой и неустроенной человеческой жизни.

Если обобщать, то суть экзистенциализма сводится к иррациональному протесту догмам рационального Просвещения — последний основывался на разделении субъекта и объекта, а также на разделение мира на объективную и субъективную сферу. Представители экзистенциализма понимают личность как нечто целостное, говорят о единстве ее проявлений в субъективной и объективной сферах. В связи с этим интересно проанализировать взаимоотношения европейского театра 20 века и экзистенциализма.

Проблема свободы и выбора — одна из центральных в философии экзистенциализма. Ее понимают как наличие возможностей предпочтения личностью только одной из множества ризоматических возможностей.

Человек и культура в экзистенциализме

В философском направлении за основную категорию берут экзистенцию — личность, человека, который воспринимается не как статическая единица, категория, а как живая и изменчивая сущность: она живет сегодня и сейчас, постоянно обогащается экзистенциальным опытом выживания и непрерывно меняется под воздействием этого опыта.

Центральная категория учения — понимание сущности бытия человека. В рамках экзистенциализма личность — это сущность, у которой есть свобода выбора. Это проект, который постоянно развивается и полностью отвечает за сделанные выборы.

В какие моменты самопознание и осознание себя как живущей, мыслящей и чувствующей экзистенции становится для личности «интимно близким», значимым и ценным? Это происходит в кризисных, сложных ситуациях и пограничном состоянии.

Замечание 1

Чтобы сохранить человеческое в человеке, необходимо постоянно и регулярно переживать кризисы, тревоги, страх, ответственность за собственные поступки и действия.

В экзистенциализме страх — это всегда что-то большее, чем просто одна из человеческих эмоций. Это не просто переживание, которое вызвано внешними факторами и раздражителями. Это что-то такое, что невозможно описать и понять. Очень часто человек не может сказать, что конкретно его страшит, однако при этом испытывает непонятную тревогу, справиться с которой он не может. Так страх отличается от боязни — у нее всегда есть источник, и она исчезает, если устранить внешний фактор, который и вызвал опасения.

С помощью страха человек выходит из бездумного и неосознанного существования, пустой траты жизни. Необъяснимая природа страха впечатляет человека и дает ему возможность абстрагироваться от социально-природной реальности, посмотреть на себя новым взглядом, осознать окружающий мир и свое в нем место.

Как видно, экзистенциализм — это уникальное философское направление прошлого века, центральным элементом которого выступает человек, его эмоциональная, чувственная и иррациональная сферы.