Определение 1

Дивизиональная структура – это структура, основанная на выделении автономных подразделений (отделение, дивизион) и им соответствующих управленческих уровней с предоставлением таким подразделениям оперативной и производственной самостоятельности, а также возложением на данный уровень ответственности за извлечением прибыли.

Дивизиональная структура управления является самой совершенной формой организационных структур, построенных по иерархическому типу.
Дивизиональная структура характеризуется полной ответственностью руководителя отделения за результат деятельности возглавляемого им подразделения. Поэтому, в управлении компанией с дивизиональной структурой ключевое место отводится не руководителям функциональных подразделений, а руководителям, возглавляющим отдельные производственные отделения.

Разновидности международных дивизиональных структур

Наиболее распространены следующие разновидности международной дивизиональной структуры, которая построена с учетом глобального подхода:

  1. Глобальноориентированные продуктовые структуры, которая базируется на дивизиональной структуре с дивизионами по продуктовому принципу, самостоятельно работающими на рынок. Эту структуру могут использовать компании со значительно диверсифицированной продукцией или продукцией, которая существенно различается по производственной технологии, маркетинговым методам, каналам сбыта и т.д.
  2. Глобальноориентированные региональные структуры, также базирующиеся на дивизиональных структурах, но с применением географического признака построения. Национальный рынок при этом часто считается только одним из региональных подразделений. Такой тип структур могут использовать компании, для которых региональные различия значат больше, чем различия реализуемой продукции.
  3. Смешанные (гибридные) структуры, в которых акцент на определенном продукте (географическом регионе, функциях) встроен в структурные связи функционального и территориального типа. Такие структуры возникли по причине того, что каждая из перечисленных выше структур имеет слабые и сильные стороны, нет идеальной организационной структуры.

Преимущества и недостатки дивизиональной структуры управления

  1. Плюсы:

    • дивизиональная структура дает компании возможность уделять внимание конкретным продуктам, потребителям или региону такое же внимание, какое уделяет специализированная компания небольшого размера, что позволяет быстрее адаптироваться и реагировать на те изменения, которые происходят во внешней среде;
    • подобная структура управления ориентирована на достижение конечного результата деятельности компании (производство конкретного вида продукции, удовлетворение запросов определенной категории потребителей, заполнение товаром конкретного рынка); снижение сложности управления, которая ждет управляющих высшего звена;
    • разделение оперативного и стратегического управления, из-за чего высшее управленческое звено концентрировано на стратегическом управлении и планировании;
    • перенос ответственности в части прибыли на дивизионы, децентрализация оперативного принятия управленческих решений, приближение руководства к рыночным проблемам;
    • руководители отделений начинают шире и гибче воспринимать процесс управления.
  2. Минусы:

    • дивизиональная структура характеризуется ростом иерархичности, наличием промежуточных уровней управления с целью координации работы отделений, групп и т. д.;
    • цели отделений противопоставляются общей цели развития компании, а интересы «верхов» не совпадают с интересами «низов»;
    • возникновение конфликтов между отделениями; снижение координации деятельности отделений, разобщенность штабных служб, слабость горизонтальных связей;
    • невозможность использования ресурсов в полной мере по причине закрепления ресурсов за конкретными подразделениями; увеличение управленческих расходов из-за дублирования функций;
    • трудности организации контроля сверху вниз.

Условия использования дивизиональных структур

Эффективнее всего использовать дивизиональную структуру управления в следующих условиях:

  • в компании крупного размера с расширением производственно-хозяйственных операций;
  • в компаниях, имеющих широкую номенклатуру реализуемой продукции;
  • в компаниях, которые характеризуются сильной диверсификацией производства;
  • в компаниях, производство которых практически не подвержено изменениям рыночной конъюнктуры и не зависит от технологических инноваций;
  • в случае интенсивного проникновения компании на мировой рынок.

Источник