Девиантное поведение в школе 

1. Что такое девиантное поведение в школе
2. Причины девиантного поведения в школе 

Что такое девиантное поведение в школе

Девиантное поведение в школе 

Уточнение 1 
Согласно статистическим данным, ежегодно в школах регистрируется увеличение количества учащихся, поведение которых значительно отличается от общепринятых норм. Именно такое поведение в педагогических кругах принято называть девиантным (отклоняющимся). Если говорить о дословном переводе, слово «девиантный» с латыни и означает отклонение от нормы, которое в перспективе может спровоцировать определенные последствия, чаще с негативным окрасом. 

На сегодняшний день вопрос девиантного поведения находится только на стадии изучения. Разобраться со всеми причинами, развитием и последствиями не могут даже сами исследователи. Поэтому нужно не просто изучать отклоняющееся поведение в школе, но и проводить исследования с точки зрения этиологии этого процесса. 

Специалисты, изучающие этот вопрос, говорят о многих причинах, влияние которых провоцирует девиантное поведение учащихся, и обобщить их крайне сложно, поскольку у каждой есть определенный характер. Часто дети, которые ведут себя вразрез общепринятых норм, живут в так называемых неблагополучных семьях. Примером для них служат родители, поведение которых также далеко норм, а модель их поведения дети переносят во все социальные связи и взаимоотношения. 

В учебном заведении дети проходят вторичную социализацию, то есть сталкиваются с незнакомыми нормами и ценностями, которые не были им известны в кругу семьи. В этот момент и возникают проблемы: ребенок не хочет адаптироваться к новой обстановке, принимать нормы и ценности, которые приняты в новом обществе. 

Проблемы с учителями и сверстниками провоцируют разного рода различия, к которым можно отнести:

  • Физическое состояние.
  • Нестабильность психики, отсутствие возможности выражать свои мысли правильно.
  • Интеллектуальные способности (ребенок может отставать в развитии, или наоборот обгонять всех, поэтому становится изгоем). 

В учебных заведениях такие школьники должны получать специальную помощь, так как ни физически, ни психологически они не способны самостоятельно преодолеть сложившиеся преграды. Школьники с девиантным поведением нуждаются в контроле и поэтапной корректировке поведения, участие в которой должны принимать и родители, и учителя, и старшие товарищи.

Причины девиантного поведения в школе 

Природа факторов и причин до конца не известная, но можно говорить о нескольких группах, которые точно делают ребенка подверженным подобным процессам.

Первая группа — генетические факторы. Это наследственные отклонения, ведущие к социальной дезадаптации, например, интеллектуальные способности, нарушения речи, аномальная работы нервной системы, органов слуха или зрения. 

Вторая группа — психофизиологические факторы. Возникают, если ребенок восприимчив к действию неблагоприятных факторов извне, например, аллергии, токсические болезни, которые нужно лечить, а в дальнейшем заниматься профилактикой. 

Третья группа — физиологические причины. Если во внешности ребенка есть дефект, это часто становится причиной нападок со стороны сверстников. В таком возрасте дети не в состоянии себя защитить, и как следствие начинают агрессивно реагировать на всех окружающих. У ребенка формируются комплексы, которые часто сохраняются на всю жизнь — даже будучи взрослым, человек не может принять себя таким, какой он есть.

Влияние на детей школьного возраста могут оказывать культурологические, разного рода общественные и экономические, а также демографические факторы. Но среди всех причин девиантного поведения, исследователи отдают первое место психосоциальным нарушениям и неблагоприятной обстановке в семье.

Огромное влияние на формирование ребенка имеют отношения между самими родителями, и их отношение непосредственно к ребенку. Дети всегда копируют своих родителей.

Уточнение 2 
Если семья неблагополучная, у ребенка развивается стойкое желание сбежать оттуда, стать членом неформальной организации или субкультуры. В таких сообществах они получают возможность познакомиться с новыми видами взаимоотношений, но и этот опыт не всегда оказывает положительное влияние. Содержимое

Именно в школе учащиеся чаще всего пробуют алкоголь, наркотики, сигареты, что также является одной из форм девиантного поведения. Цель, которую преследуют подростки — не удовлетворить собственные желания и потребности, а произвести впечатление на сверстников, показав таким образом, что ему позволено больше, он «круче» всех остальных. На короткий промежуток времени таким детям действительно удается завоевать авторитет, но «срок его годности» довольно мал. Сверстники быстро понимают, что вредные привычки — не повод для «крутости», к тому же вредят и физическому, и психологическому здоровью.

Работа с девиантными детьми — главный способ вернуть их в рамки общепринятых норм поведения. Родители должны общаться с классным руководителем, который имеет возможность наблюдать за процессом обучения и поведением ребенка. Часто именно классный руководитель может повлиять на эмоциональное состояние учащегося, его настрой по отношению  учебе, одноклассникам, другим преподавателям. 

Психолог должен проводить беседы с детьми девиантного поведения, определять, какие причины спровоцировали отклонения, предлагать возможные варианты решения проблемы.

Чтобы провести диагностику, нужно изучить:

  • Личностные характеристики учащихся.
  • Познавательное развитие учащихся.
  • Характер взаимоотношений в классе. 
  • Проблемы класса с точки зрения учителя. 
  • Проблем класса с точки зрения учеников.

Важно определить, как ребенок с девиантным поведением относится к одноклассникам, членам семьи, учителям. После изучения все нюансов, психолог формирует личную социально-психологическую карту ученика, в которой отмечены проблемы и перспективы их разрешения.

Источник