Определение 1

Система менеджмента качества – это элемент системы управления предприятием, который направлен на обеспечение соответствия характеристик продукции, внутренних процессов, организационной структуры и т. д. установленным требованиям.

Аудит системы менеджмента качества

Система менеджмента качества на предприятии подлежит аудиту. Речь идет про профессиональную деятельность экспертов по получению свидетельств и по их объективному оцениванию. По итогам этой работы устанавливается степень выполнения согласованных критериев аудита.

Главными отличительными чертами аудита считаются его систематичность, независимость и документированность. Привлекаемые эксперты называются аудиторами. Они обладают специальными знаниями или опытом, что подтверждено официальными документами (аттестатами, лицензиями, сертификатами и т. д.).

Предназначение аудита системы менеджмента качества заключается во всеобъемлющей проверке соответствия этой системы действующим требованиям международных и национальных стандартов. Еще проверяется эффективность системы. На основе данных, которые получены в ходе аудита, оценивается способность предприятия, во-первых, производить продукцию стабильного качества, во-вторых, повышать качество в соответствии с заданными требованиями.

Аудит представляет собой управленческий метод, который применяется в целях обеспечения мониторинга и верификации результативности внедрения политики предприятия в области качества. В то же время аудит может проводиться для оценки соответствия во время сертификации системы менеджмента качества, оценки поставщиков и инспекционного контроля.

Аудит системы менеджмента качества должен проводиться в соответствии со следующими принципами:

  • принцип этичного поведения, которое является основой профессионализма;
  • принцип беспристрастности, который предполагает предоставление аудиторами только правдивых и точных отчетов;
  • принцип профессиональной осмотрительности, который заключается в умении аудитора принимать правильные решения во время проведения аудита;
  • принцип независимости, который обеспечивает объективность заключений по результатам аудита;
  • принцип систематичного проведения аудита, который позволяет получить надежные и воспроизводимые заключения аудита.

Обычно выделяют следующие разновидности аудита системы менеджмента качества:

  1. Внутренний аудит (аудит первой стороны) – проводится сотрудниками предприятия по инициативе руководства предприятия.
  2. Внешний аудит (аудит второй стороны) – проводится по инициативе сторон, которые имеют собственный интерес в результатах деятельности предприятия (например, потребители его продукции).
  3. Внешний аудит (аудит третьей стороны) – проводится внешними независимыми организациями в целях сертификации системы менеджмента качества на соответствие требованиям международных и национальных стандартов.

Каждый аудит начинается с выбора аудиторской группы и назначения руководителя. Вместе с тем формулируют цели, области и критерии аудита. Важно установить начальный контакт с проверяемым предприятием.

Далее начинает анализ соответствующих документов системы менеджмента. Они проверяются, прежде всего на адекватность. Затем проводится аудит на местах. Он заключается в проведении совещаний, в сборе и обмене информации.

Аудиторы должны подготовить отчет (акт) по проведенному аудиту системы менеджмента качества. Этот отчет утверждается и рассылается. На этом процедура аудита завершается, после чего следует предпринимать действия, которые рекомендованы исходя из результатов аудита.

Сертификация системы менеджмента качества

Сертификация системы менеджмента качества представляет собой комплексный процесс проверки и оценки этой системы на соответствие требованиям, которые установлены международными и национальными стандартами. Она проводится для того, чтобы подтвердить наличие у предприятия возможностей и способностей для постоянной поставки продукции, которая бы соответствовала требованиям потребителей продукции, общества и других заинтересованных сторон.

Сертифицированная система менеджмента качества в настоящее время воспринимается как органическая потребность бизнеса и рынка. Это обусловлено тем, что она позволяет предприятию решить следующие задачи:

  • повысить качество продукции и ее конкурентоспособность на рынке;
  • завоевать у потребителей более высокое доверие к собственной продукции;
  • упростить процедуры обязательного подтверждения соответствия продукции;
  • обеспечить участие в тендерах и конкурсах на более льготных условиях;
  • сделать продукции дополнительную рекламу за счет ее маркирования знаком соответствия ГОСТ и ИСО;
  • сократить экономические потери и затраты;
  • улучшить безопасность и условия производственного процесса;
  • исключить многократные проверки одного и того же объекта.

Общественная потребность в сертификации систем менеджмента качества у действующих предприятий обусловлена необходимостью в гарантии их способностей и возможностей по выпуску продукции стабильного качества в установленные сроки.

Организация, которая обратилась в орган по сертификации с заявкой на проведение соответствующих работ, рассматривается как заказчик. Область применения системы менеджмента качества представлена совокупностью охватываемых ею процессов жизненного цикла продукции. А та область применения, которая заявлена организацией-заказником и подтверждена органом по сертификации, называется областью сертификации.

В результате сертификации системы менеджмента качества предприятия уполномоченный орган делает выводы, во-первых, в отношении того, как система менеджмента качества проверяемого предприятия соответствует действующим требованиям международных и национальных стандартов, а во-вторых, в отношении того, с какой результативностью функционирует система менеджмента качества проверяемого предприятия.

Источник