Аспекты и особенности целостного педагогического процесса

1. Целостность педагогического процесса 
2. Целостность педагогического процесса и основные аспекты

Определение 1
Целостный педагогический процесс — один из основополагающих понятий педагогики. 

В начале появления педагогики как науки, процессы дифференциации и интеграции развивались стихийно. Подобное явление привело к тому, что у воспитателя и учителя появились свои функции. Разграничение двух смежных профессий происходило до 19 века. В данный период И.Ф. Гербарт выразил свою точку зрения в трудах. Он обозначил важность единения воспитания и образования. По мнению великого педагога, «обучение без нравственного воспитания является  средством без цели, а воспитание без обучения – целью, лишенной средств».

Аспекты и особенности целостного педагогического процесса

Подобные мысли мы можем найти и в трудах К.Д.Ушинского. Ученый говорил, что педагогический процесс можно считать целостным, если он объединяет учебную, административную и воспитательную стороны. К такому же мнению склонялись Н.Ф.Бунаков, П.Ф.Вахтеров, П,Ф.Лесгафт. В теории П.Ф.Каптерева говорилось о необходимости баланса между воспитанием и обучением личности. Он считал, что так можно было достигнуть всестороннего развития личности.

В работах С.Т. Шацкой, П.П. Блонской, Н.К. Крупской, М.М. Рубинштейна, А.С. Макаренка, А.П. Пинкевича мы также можем найти идеи о целостности педагогического процесса. 

В 30-х годах ХХ века к процессам воспитания относились как самостоятельным процессам. Об их целостности стали говорить в 70-х годах этого же столетия. Сложность педагогики как науки, разнообразие взглядов и мнений породило появление подходов относительно деятельности. В концепциях современного периода методология системного подхода позволяет говорить о целостности двух различных взглядов. Это способствует раскрытию сущности работы. 

Целостность педагогического процесса 

Определение 2 
Педагогическим процессом считается взаимодействие учителя и ученика, которое происходит целенаправленно и организовано. Такое общение предполагают возможность изменяться и совершенствоваться в процессе деятельности.

В педагогическим процессе выделяют несколько составляющих. Именно в их взаимосвязи и достигается целостность обучения.

Выделяют такие компоненты:

  • Научная составляющая, которая опирается на основы воспитание. В данной сфере происходит постоянное развитие, совершенствование;
  • Творческий подход учителей к процессу обучения;
  • Возрастные изменения учащихся. 

Интересно, что как и в любой системе, в ней можно найти свои закономерности и принципы. Таким образом, достигается взаимодействие всех компонентов. 

Прослеживается взаимосвязь педагогики и других наук, в том числе, экономики, культурологии, политики. Работа педагогов также строится с учетом общественных процессов и нравственного процесса. На результат обучающей деятельности может повлиять взаимодействие производственных сил и отношений внутри системы. 

Итак, говоря о целостности учебно-воспитательного процесса, подразумевают учет и сохранение всех наиболее важных компонентов. Ни один из них не может быть проигнорирован. Для того, чтобы педагогический процесс был эффективным, нужно обеспечить целостность развития, обучения и воспитания.

Педагогическая работа всегда подразумевает сложность внутридисциплинарных связей, которые выражаются принципами:

  • Единства и самостоятельности процессов;
  • Соподчиненности действий и целостности процесса;
  • Сохранения оригинальности материала и поиску общего.

В педагогическом процессе постоянно происходят изменения, поэтому он динамичен. Целостность работы позволяет достигать конечного результата, выполняя стоящие перед педагогами задачи научить учеников адаптироваться в социуме и взаимодействовать с окружением. 

Целостность является критерием успешности функционирования системы педагогического воздействия. Работа учителей дает хороший результат, когда учитываются все компоненты и взаимодействия. 

В реализации педагогического процесса происходит организация мировоззрения учеников и вырабатывания ими собственного взгляда на жизнь. В процессе обучения у учащихся формируются эмоционально-волевые качества, а также нравственные взгляды. 

Целостность педагогического процесса проявляется во всей сложности его компонентов и их единстве. Процесс обучения и воспитания, как правило, тесно переплетен и протекает беспрерывно. В основе развития учеников – возникающие противоречия между прежним уровнем знаний и умений, и тем, чего можно было бы достичь.

Определение 3
В целостном педагогическом процессе можно проследить взаимосвязь действий воспитания и обучения, и результата такого воздействия на ученика. Реализация полученных знаний и опыта возможна во внешней среде, на практике.

Целостность педагогического процесса и основные аспекты

В реализации обучающего процесса можно наблюдать, насколько он является целостным. Во многом, результат будет определяться наличием единой цели, задач и правильностью подобранных методов обучения, воспитания и развития.

В организации самой деятельности педагога можно выделить самостоятельные компоненты:

  • Разработка базового элемента изучения, а именно конструирование содержания и, соответственно, подбор материалов;
  • Построение взаимодействия между учеником и педагогом для реализации эффективного процесса обучения;
  • Личностно-ориентированный подход;
  • Обучение учеников навыкам самостоятельности путем выполнения ими домашних заданий.

Причем первый и четвертый процессы охватывают отношения предметного характера, учитывая компонент обучения. Третий пункт отвечает за формирование коммуникативной культуры и навыков взаимодействия с социумом. Во втором – раскрывается важность дидактического подхода, отношения в системе «ученик-педагог».  

Источник