Архитектура СССР
Архитектура СССР
- Рационализм
- Конструктивизм
- Время синтеза стилей
- Сталинский ампир
- Эпоха индустриализации
Как известно Советский Союз просуществовал с 1917 по 1991 год. При этом в стране менялась архитектура под воздействием различных факторов. Сейчас специалисты классифицируют возникновение того или иного архитектурного стиля в связи с определенным историческим периодом.
Развитие советских архитектурных стилей:
- Окончание разрухи в 1920-х годах привело к возникновению рационализма в архитектуре. Стиль потерял актуальность в первой половине1930 годов.
- Одновременно с ним развивались конструктивизм и традиционализм.
- Заметный след оставил вариант арт-деко, просуществовавший до начала 1940-х годов.
- Перед войной и до середины 1950-х годов приоритетным направлением стал сталинский ампир.
- Индустриализация захватила лидерские позиции в архитектуре с 1955 года.
Рационализм
Стиль сочетает в себе подчеркнутость функционализм и строгость форм. Ключевое значение придается эмоциональному восприятию зданий. Кроме эстетической выразительности важными факторами стали минимальная стоимость строительства и компактное расположение строений. Ярким примером может служить жил массив на Шаболовке. В структуру вошли два десятка пяти-шести этажных домов плюс котельная и детсад.
Конструктивизм
Лаконичность стиля дополнена строгой геометрией и восприятием монолитности при взгляде на здание. Пролетарский вариант архитектуры. Основная задача – связать воедино стиль, производственные будни и человека. При этом считались ненужными элементы декора с полным отсутствием исторической преемственности. Никакого намека на классику. В большей степени работа конструктивистов проявляется в создании промышленных строений, дворцов культуры и административных зданий
В отечественной архитектуре яркий след оставили именно дома культуры. До сих пор поражает воображение Дворец культуры ЗИЛа. Его проектировщики – братья Веснины использовали специальные опоры, заменяющие стены и свободный внешний вид фасада. К плоской кровли добавлены удлиненные окна.
Новаторские идеи проникли в строительство зданий, которое со временем стали символом Советского Союза. Речь идет о возведении Мавзолея Ленина. Интересным примером служит общежитие-коммуна в столице. Здание относилось к Текстильному институту. К стилю конструктивизма относится Дома наркомата финансов. Его изюминка состоит в том, что переходный вариант от многоквартирного дома к жилой коммуне.
Стиль распространился по всей большой стране. В Харькове – это стало создание огромного комплекса включающего площадь Дзержинского, здание Госпрома и другие строения. Проект был воплощен в жизнь в 1928 году и выполнен в форме буквы «С». В последние годы все объекты были переименованы в Украине.
Что касается Беларуси, то здесь конструктивизм стал стилем создания дома правительства или минского клуба Пищевиков. Множество примеров можно найти в Нижнем Новгороде (жилой комбинат НКВД и т.д.). Довольно интригующим выглядит Дом обороны, построенный в Свердловске. Сейчас это Екатеринбург. Здесь же расположено и огромный промышленный комплекс Уралмаша, соответствующий принципам конструктивизма.
Время синтеза стилей
Когда начались масштабные стройки по всему Союзу в середине 1920-х годов, то преобладали два ключевых направления в архитектуре. С одной стороны было одобрено возведение 3-5- этажных домов, для проживания заводчан. С другого бока дома с сенями и печью подчеркивали простое происхождение людей в стране победившего пролетариата. Сосуществование двух стилей вызвало их синтез и довольно долгий период совместного применения. В этих условиях возникла Государственная библиотека СССР им. Ленина, строительство которой пришлось на 1930-е годы и здание театра в Ростове.
Традиционализм впервые проявляется в 1934 году при постройке много квартирного дома на Моховой. Проектировщик Жолтовский, работающий в поле неоклассицизма использует колоннады для украшения зданий, которые в принципе не несут практического значения, а служат элементом украшения. Данный прием нашел свое применение в строительстве того времени. Подобное решение можно встретить на ВДНХ или увидеть в доме правительства в столице Грузии. Причем в последнем варианте учтены местные старинные приемы в виде аркад.
Направление ар-деко нашло своих поклонников среди специалистов Советского Союза. Многие здания возведены с отличительными чертами данного стиля. Все особенности можно увидеть на Кремлевская АЗС, возведенной в 1930 году.
Сталинский ампир
Послевоенное время – период восстановления экономики страны. В строительстве на первый план выходит постройки новых зданий на месте разрушенных войной. Типичными представителями стиля «сталинский ампир» становятся знаменитые высотки в столице, ставшие лицом той эпохи. В зданиях соединены барокко, арт-деко и поздний классицизм. Это величественные строения подчеркивают роскошь, царившую внутри дома, где обитала советская элита.
Среди наиболее известных сооружений стиля выделяются:
- Главный вход в ЦПКиО имени Горького в Москве.
- Отреставрированное здание Моссовета.
- Главный павильон ВСХС.
- Ключевой элемент ВДНХ Украины.
- Волгоградский планетарий, созданный в редине 50-х годов.
- Свердловский горсовет, созданный в тоже время.
- Гостиница «Севастополь» в одноименном городе Крыма.
- Большой театр в столице Узбекской ССР.
- Армянский академический театр оперы и балета, расположенный в центре Еревана.
- Ансамбли многих столичных проспектов.
Данный стиль предусматривал разделение на две ветви при строительстве жилых домов. Отдельно возводились малоэтажные строения, высотой не более 3-х этажей. С другой стороны было возможно и многоэтажных вариантов, если позволяли местные условия и ресурсы послевоенного времени. При этом происходило деление на «рядовые» и «номенклатурные» здания. В номенклатурных селились семьи местных элит. В таких домах была грамотная планировка, достаточно просторные кухни и разделенные комнаты. Особенностью было и отделение ванны от уборной. Для рядовых обитателей предусматривалось жилье с более скромными параметрами. Типовые панельные «сталинки» пользовались спросом среди рабочего класса.
Эпоха индустриализации
В средине 50-х годов было решено начать массовое дешевое строительство жилья для людей. Для этого необходимо было устранить архитектурные излишества, чтобы значительно сэкономить ресурсы. Наступило время индустриализации. Большие районы стали застраиваться типовыми зданиями с минимальными требованиями. Чтобы придать индивидуальный характер району, возводилось общественное здание, специального стиля.
Панельное строительство было воплощено не только в жилых массивах. Гостиница «Юность» и кинотеатр «Россия» – типичные представители проектов той эпохи. А вот Кремлевский дворец смог соединить новые веяния с историческим архитектурным ансамблем.
Что касается республик СССР, то здесь все происходило по описанным выше принципам. Единственным исключением являлось минималистическое использование национальных идей.