Архитектура США

  1. Архитектура новой нации
  2. Архитектура XX века

Хроника развития искусства архитектуры в Америке уже на протяжении не менее четырёхсот лет как представляет собой масштабный диапазон разнообразных форм и стилей в проектировании, а также многообразие направлений в строительстве. На процесс становления и развития архитектуры США оказали своё влияние, как внешние, так и внутренние обстоятельства, в том числе и продолжительное следование традициям Европы.

Сложность многих сооружений и отсутствие монотонности в обликах зданий – это последствия мощного воздействия на формирование архитектуры Америки её до колониальной эпохи, годы пребывания страны в качестве колоний Испании и Британии, вдохновения в период независимости государства. Современная архитектура страны знаменита благодаря своему выработанному стилю и инновационному подходу. Америка чтит свои вековые традиции, в основе которых лежит эклектика.

Архитектура новой нации

До восемнадцатого века на территории Америки царила французская, испанская и английская архитектура. XVIII век знаменит тем, что на смену «колониальной архитектуре» приходит «георгианский стиль». Этот образ очень активно применялся американскими архитекторами при строительстве помещений для состоятельной части жителей страны и в своем творческом процессе они использовали ценности Старого Света. Это направление основывалось на английской архитектуре, которая в свою очередь брала начало ещё в Древней Греции и черпала вдохновение в эстетике Древнего Рима.

В 1783 году был заключён Парижский договор и провозглашена обновлённая республика – Соединённые Штаты Америки. Страна расширялась землями, а заодно росла её экономика. Политическая и культурная независимость Америки изменилась. Трансформировалось и архитектурное искусство Штатов. Архитектура Нового Света энергичными темпами шествовала наряду с временем. В эти годы на смену «георгианскому стилю» подоспел «федеральный стиль», который отступал от наследия Старого Света и являл собой иной, особенный американский дизайн градостроительства.

Замечание 1

Манеры архитектурного искусства в федеральном стиле выражались в использовании классических аскетичных архитектурных образцов при возведении правительственных учреждений и общественных заведений. В официальных сооружениях преобладали формы строгих древнеримских и древнегреческих классических канонов: ряды колонн, фронтоны и купола крыш. Направление Федерального стиля являло собой символ нации, закрепившим начало демократии в Соединенных Штатах Америки.

На протяжении 50 лет с 1780 года по 1830-й в Америке доминировал «федеральный стиль». Особую популярность он имел вдоль атлантического побережья страны в период становления Федерации. В этом стиле строились маяки и портовые здания. Известными архитектурными творениями той поры считаются работы, сохранившиеся в городе Бостон и штате Массачусетс. В 1798 году архитектором Чарльзом Балфинчем был построен Massachusetts State House.

По его проектам площадь Луисбурга была застроена жилыми домами в «федеральном стиле». Именно поэтому бостонский квартал Бикон-Хилл до сих пор считается самым престижным и дорогим районом города. Город Салем (штат Массачусетс) знаменит домом Гардинера-Пингри. Этот национальный исторический памятник Соединённых Штатов Америки носит название Hamilton Hall и был построен архитектором Самуэлем Макинтайром в 1807 году. Примером стиля времён становления Новой Америки является и Старая ратуша – жемчужина исторического района города Салем штата Массачусетс (1816-1817г.г.).

С 40-х годов XVIII века в Соединённых Штатах становится популярным стиль «новой готики». Виллами в стиле «американской неоготики» зажиточной частью жителей страны застраивалось восточное побережье. «Неоготике» отдавалось предпочтение при возведении церковных сооружений (Кафедральный Троицкий Собор Нью-Йорка архитектора Ричарда Апджона) и учебных учреждений (Гарвардского университета и Йеля). Типичным образцом «неоготики» – это католический храм Нью-Йорка – Собор св.Патрика архитектора Джеймса Ренквика-младшего (1888 год).

Самыми выдающимися строениями Штатов, возведённые в направлении «неоготика», числятся следующие: Оклахомский университет в городе Норман (архитектор Эванс Холлс, 1912 год), загородное поместье Джея Гулда Lyndhurst в Тарритауне (проект Александра Джексона Дэвиса, 1938 год). «Готический стиль» безупречно прослеживается в формах здания тюрьмы в городе Мундсвилль (зодчий Джеймс Ренвик, штат Западная Вирджиния, 1867-1876г.г.).

Среди элиты Америки был популярен «греческий стиль». Это направление архитектуры привлекало внимание архитекторов в начале 19-го века, когда демократическое правительство сделало заказ спроектировать и построить в стилистике Древней Греции несколько разноплановых сооружений по всей Америке. Планировалось разнообразие функционального назначения будущих величественных строений.

«Греческий стиль» предполагал простоту их фасадов, полезную строгость в решении конструкции, отсутствие купольных крыш и цельность перекладин. Ярким свидетельством стиля «греческое возрождение» являются: храмовый монастырь Экклесия (Ошенсайд, штат Калифорния). Здание, где находится Штаб-квартира «Братства Розенкрейцеров», возведено по проекту американского архитектора Лестера А.Крамера в 1922 году; знаменитое здание Первой Федеральной таможни Нью-Йорка было построено в 1842 году самым успешным архитектором Америки XIX века Джеймсом Ренвиком-младшим; здание законодательного Капитолия в штате Огайо (город Колумбус) архитектора Генри Уолтера из Цинциннати.

Архитектура США

На протяжении двадцатого столетия в Соединённых Штатах Америки формируется разнообразие направлений градостроительства, имеющих общность со стилистикой архитектуры викторианской эпохи. Направления зодчества различали периодами правления британских королев. Известны «викторианский стиль», стиль «королевы Анны», Shingle style – «черепичный стиль», Stick style – «стиль палки» (декор накладными деревянными досками).

Стиль «Ренессанс» нашёл отклик у коммерсантов и промышленников. Переполняясь эмоцией собственного величия, финансовые магнаты поручали строить для себя особняки и дворцы в стиле эпохи Возрождения. Поместье Biltmore (город Эшвилл, штат Северная Каролина) – Национальный исторический памятник. Частный дом в стиле «шато», принадлежавший Джорджу Вашингтону Вандербильту II, возвели архитекторы Ричард Хант и Олмстед Фредерик в 1985 году.

Американские сооружения 19-го века можно условно разделить на 2 вида:

  • Жилищные и гражданские декорированные постройки в стиле прежних времён.
  • Полезные индустриальные здания: фабрики, мастерские, элеваторы.

Наиболее популярной и современной новинкой американской архитектуры были офисные многоэтажки в виде башен. Когда же Элиша Грэйвс Отис придумал безопасные лифты (1853 год), сразу появился способ увеличить этажность office towers. Первый пассажирский лифт был установлен в здании высотой в семь этажей – Эквитабл Лайф Иншуранс Билдинг (Нью-Йорк, Нижний Манхэттен). В дальнейшем все небоскрёбы имели скоростной лифт, систему отопления и вентиляцию.

А архитектурное искусство Америки стало удачно комбинировать традиционный декор с техническими инновациями. Кирпичные несущие стены ушли в историю, когда им на смену пришла металлическая основа. Металлический каркас стал прогрессивным решением, позволяющим значительно снизить вес здания. Изобрёл металлический каркас «отец небоскрёба» – американский инженер и градостроитель Уильям Ле Барон Дженни (1832-1907гг.)

Замечание 2

Новаторская идея первопроходца в архитектуре нашла своё применение во время строительства опорной рамы из металла при возведении в Чикаго (1885 год) десятиэтажного небоскрёба Страхового дома

Применение прогрессивных технологий позволило отказаться от возведения внешних стен из кирпича. Теперь при строительстве высотных зданий наружные стены заполняли большими оконными рамами с листовым стеклом. Новые технологии значительно снижали весовую нагрузку сооружения. Небоскрёб Reliance Building в городе Чикаго – один из знаменитых образцов передового метода американской строительной архитектуры.

Архитектура XX века

Архитектурное искусство Америки двадцатого века знаменито большими по численности возведениями высотных зданий. Известно, что в 1910 году крупный предприниматель Фрэнк Вулворт заказал известному архитектору американского происхождения Кассу Гилберту постройку небоскрёба в Нью-Йорке. Вулворт-Билдинг был построен в 1913г. Внешний облик здания, его оформление и убранство отличалось от других высоток: небоскрёб был возведён в стиле средневековой европейской готики, а центральная Башня была похожа на храм. Знаменитый Woolworth Building, созданный ещё в начале XX столетия, вплоть до наших дней славен тем, что входит в реестр 50-ти наиболее выдающихся сооружений Америки. Его высота – 241 метр, а высота – 57 ярусов.

Помимо Дома Вулворта в эти же годы прошлого столетия в городе были возведены ещё несколько уникальных строений. С 1930 года город Нью-Йорк знаменит штаб-квартирой компании «Манхэттен», которая расположена в 72-этажном небоскрёбе, высотой 282,5 метра. Штаб-квартира крупнейшей корпорации Chrysler занимает 77 этажей офисной башни «Крайслер-Билдинг» высотой примерно 320 метра. Величественное здание архитектор Уильям ван Элен сконструировал в классическом стиле «ар-деко». Эмблема Нью-Йорка, культурный «символ» Америки – это 443-х метровый небоскрёб Эмпайр-Стейт-Билдинг. Самая колоритная 102-х этажная высотка на Манхэттене с 1931 года всё ещё оригинальна и по-прежнему знаменита.

Архитектура США

С 30-х и до 70-х годов прошлого столетия в архитектуре Соединённых Штатов Америки стало выделяться направление, в котором особое внимание уделялось простому геометрическому оформлению пространства, а также применению стальных и стеклянных конструкций. Проявлению «интернационального стиля» способствовала эмиграция в Соединённые Штаты Америки большого количества европейских архитекторов. Это направление в архитектуре Америки доминирует до сих пор, и в нашем XXI веке. Характерными чертами «интернационального стиля» являются:

  • простота и экономичность проектов;
  • лёгкость и гладкость конструкций;
  • практичная взаимозаменяемость сборных модулей;
  • отсутствие излишеств (орнамент, декор, цветность).

Эстетика «интернационального стиля» соответствовала отказу от национальной и исторической идентичности. В качестве основного материала архитекторы использовали железобетон. «Интернациональный стиль» нашёл своё воплощение во всех небоскрёбах Америки. Типичный пример – высотное здание архитекторов Мис ван дер Роя и Филипа Джонсона – Seagram Building. Стальная конструкция со стеклянными стенами была возведена в 1958 году.

Конец XX века характеризовался распространением нового направления в американском градостроительстве, которое получило название «классической архитектуры». Этот стиль стал применяться при возведении многих частных жилищ, коттеджей и загородных домов. Во время строительства зданий в «классическом стиле» архитекторы отдавали предпочтение идеальным пропорциям и современным материалам. Классический стиль преобладал в американском строительстве на протяжении всего XX века.

Источник