Архитектура Пизанской башни

Пизанская башня является одним из самых известных и узнаваемых памятников архитектуры не только в Италии, но и во всем мире, привлекая ежегодно сотни тысяч туристов. Достаточно длительный срок посещение самого здания было запрещено из-за угрозы падения башни, но после того, как были проведены работы по реконструкции и усилению фундамента, экскурсии внутрь башни снова разрешили.

Определение 1

Пизанская башня – это колокольня Пизанского собора, имеющая узнаваемый наклон в сторону на несколько градусов. В 1986 году весь архитектурный ансамбль собора, включая колокольню и баптистерий, был включен в список Всемирного архитектурного наследия ЮНЕСКО.

Архитектура Пизанской башни

Рисунок 1. Пизанский собор с колокольней

Наклонное положение башни обусловлено мягкостью почвы и ошибками архитекторов, не предусмотревших этот момент. Изначально колокольня планировалась строго вертикальной, но со временем часть фундамента начала плыть и постройка стала крениться.

Архитектура Пизанской башни

Рисунок 2. Пизанская башня

Пизанская башня является составляющей ансамбля кафедрального собора Санта-Мария-Ассунта (Успения Пресвятой Девы Марии) города Пиза, расположенного в Тоскане. Строительство колокольни началось в 1173 году, через 55 лет после освящения самого собора. Архитектором являлся Бонатто Пизано, который и создал необычный и воздушный проект колокольни, идеально вписывающийся в архитектурный ансамбль собора.

Строительство шло достаточно долго – до 1360 года, с перерывами. Причиной такого долгостроя являлась ошибка архитектора, допущенная им в самом начале – он не учел слишком мягкой почвы, поэтому фундамент башни был недостаточно большим, чтобы снизить давление конструкции на грунт. Уже после возведения третьего этажа в 1178 году стало ясно, что башня начинает крениться, поэтому надстройка колокольни возводилась с учетом угла наклона, после того, как были проведены работы по укреплению фундамента.

Архитектура Пизанской башни

Рисунок 3. Схема Пизанской башни

Руководивший работами Бененато Ботичи первым разработал комплекс мер по частичному укреплению фундамента, но они оказались недостаточными. Со временем, чем выше и тяжелее становилась постройка, тем более сильным становился крен.

Архитектор Джованни ди Симоне в 1272 году попытался компенсировать крен поднятием потолочного уровня на 100 мм, но это привело к еще большему крену – общее отклонение от оси на пятом этаже башни составило 500 мм.

Архитектура Пизанской башни

Рисунок 4. Расположенный перед башней «Фонтан амуров»

В результате поражения при битве на острове Мелория в 1284 году в Пизанской республике начинается период экономического упадка, поэтому все строительные работы были прекращены. С 1319 года они возобновились и был достроен 6-ой ярус, где разместили специально отлитый колокол из бронзы.

Архитектура Пизанской башни

Рисунок 5. Колокол Пизанской башни.

Финальным этапом строительства колокольни руководил знаменитый архитектор Томасо Пизано, сын Андреа Пизано. Под его руководством были достроен последний ярус и в 1372 году строительство окончилось. На момент окончания строительства отклонение от центральной оси составило уже 1430 мм, что не позволило реализовать изначальный десятиэярусный проект высотой 100 м – построили только 8 этажей высотой 57 метров.

После восстановительных работ по укреплению фундамента строителям удалось остановить крен и даже немного его уменьшить. На сегодняшний день угол наклона составляет 3° 54′.

Общая масса колокольни составляет около 14.7 тыс. тонн, а ее внешний диаметр – 18.5 м. В ее архитектуре сочетаются элементы романского стиля, а также византийской и арабской архитектурных школ. Для изготовления использовался кирпич и дикий обработанный камень из местных каменоломен, а стены декорировались светло-серым и белым мрамором.

Монолитный первый этаж имеет образованные с помощью кессонов и колонн арки, розетки которых в точности повторяют стилистику баптистерия и собора. Верхние шесть ярусов имеют открытие галереи, украшенные узорами и оригинальными орнаментами. Галерея каждого яруса состоит из 30 колонн классического ордера с капителями, опирающихся на закрытые арки.

Архитектура Пизанской башни

Рисунок 6. Люнет Пизанской башни

Сама звонница расположена над шестым ярусом и ее изначально строили с отклонением от центральной оси, поэтому визуально она не имеет наклона. На самом верхнем ярусе находятся многочисленные скульптуры, в том числе и Мадонна с младенцем Иисусом, которой посвящен собор.

Стены башни имеют толщину 4 метра, но они полые в середине. Наружная часть выполнена из камня, внутренняя – из кирпича. Внутри башни имеется огромный зал, богато украшенный барельефами и скульптурами. Чтобы подняться из зала на верхние ярусы, имеются три винтовые лестницы с мраморными ступенями, сужающиеся к верху и ведущие на смотровую площадку.

Архитектура Пизанской башни

Рисунок 7. Винтовая лестница

Одним из самых интересных с туристической точки зрения является Зал рыб, получивший свое название за многочисленные изображения морских обитателей. Также здесь находятся специальные приборы, с помощью которых можно отслеживать угол наклона Пизанской башни. Долгий срок это помещение было закрыто для экскурсий и посетителей туда не пускали.

Архитектура Пизанской башни

Рисунок 8. Зал рыб

Архитектура Пизанской башни

Рисунок 9. Звонница Пизанской башни

Колокольня Пизанской башни заслуженно носит титул самой красивой звонницы среди итальянских храмов. Она была построена только в конце XIV века. Звонница включает в себя семь колоколов, каждый из которых настроен на свою собственную тональность и имеет уникальную историю:

  • Паскверча (си-диез). Самый первый колокол, изготовленный во второй половине XIII века, но установленный в 1473 году;
  • Веспруччо (ми). Выплавлен в 1501 году;
  • Крочифиссо (до-диез). Его автором является Винченцо Посенти;
  • Даль Поцо (ре). Во время Второй Мировой войны он был разрушен, поэтому в 2004 году изготовили его точную копию, а сам оригинал отреставрировали и отправили в музей;
  • Ассунта (си). Самый массивный колокол – его вес составляет 3500 кг.

Источник