Архитектура эпохи Просвещения

  1. Основные архитектурные стили эпохи Просвещения
  2. Архитектура России в эпоху Просвещения

Основные архитектурные стили эпохи Просвещения

Зарождение и развитие архитектуры Просвещения относится к XVIII-XIX столетиям. Для данного периода в архитектуре характерны следующие направления: модерн, барокко, ампир, классицизм, романтизм, рококо.

В этот период преобладала тема античности, поскольку предпочтение отдавалось лаконичным, правильным, четким линиям и формам, пропагандировалась разумность и логичность. Это все характерно для направления классицизма. Архитектурные формы дворцов и общественных зданий пестрели пилястрами, арками, колоннами, подражая древним античным формам.

Замечание 1

Основной смысловой нагрузкой эпохи Просвещения есть идейность.

Невзирая на тот факт, что такой стиль был открыт задолго до этого периода греками и римлянами, архитекторы Просвещения делали попытки подчинить данный стиль под свои идеи равенства и свободы, справедливости и долга, такие близкие к принципам античности.

Архитектура Версаля наполнена классицизмом и барокко. Основной идеей является соответствие человечества природе, несоответствие данной норме всячески презиралось.

Отличительными чертами архитектуры барокко были идеи ансамблей, сочетающие различные искусства, с цельным восприятием картины и оптимизмом.

Архитектура эпохи Просвещения

Период рококо начинает формироваться в 20-х годах XVIII века благодаря аристократам. Этот стиль сочетает одновременно фривольность, удовольствие, наслаждение, утонченность, изобретательность и высокую художественность.

Ярким представителем классицизма является архитектор Клод Никола Леду, объединивший в данном стиле античность с Ренессансом. Этот стиль насыщен логикой, рационализмом, четкими и простыми формами. Поздний классицизм характеризуется парадностью и помпезностью.

Романтизм, как новый идейный стиль, появляется в начале XIX столетия с крахом идеологии и эстетики Просвещения.

Замечание 2

Эпоха Просвещения является эпохой «говорящей» архитектуры, призванной доносить информацию созерцающим, выраженную в различных формах и сюжетах.

Такую информацию могли передавать элементы зданий, к примеру, колонны, несущие в себе надежность и солидность. Идеалами этого времени были свобода слова, просвещенность, развитие науки. Архитектурные идеи данной эпохи были сформированы под влиянием двух исторических событий: революцией в Америке 1776 года и революцией во Франции 1789 года. Революционные идеи в обществе формировались против рококо аристократии, которая занимала тогда главную позицию в обществе.

Одним из забавнейших проектов этого периода был коровник в виде коровы архитектора Жан Жака Лекё, к сожалению, так и не осуществленный. Архитекторы данной эпохи применяли самые разнообразные формы для передачи информации, к примеру, шар обозначал мораль общества, куб считался символом правосудия. К сожалению, такие творения остались лишь проектами, и дошли до нашего времени в бумажном виде, так как были слишком утопичными. Подобные творения получили название «бумажной архитектуры».

Известными представителями данного вида архитектуры являются Этьен Луи Булле и Клод Никола Леду.

Карьера архитектора Этьена Луи Булле (1728-1799) скорее считается неудачно сложившейся. К его творениям относятся лишь парочка парижских особняков. Основные его работы остались на бумаге, и таких проектов насчитывается более сотни. Основными формами, которые он использовал, были кубы, конусы, сферы. Под влиянием таинственного освещения данные формы могли отбрасывать причудливые тени.

Самым знаменитым бумажным проектом автора считается погребальное сооружение Кенотаф Ньютон. Основной мыслью данного проекта была форма сферы, как форма земного шара. Одновременно данная форма напоминала об упавшем на голову Ньютона яблоке, и открытии закона всемирного тяготения. Но данное архитектурное творение так и осталось на бумаге.

Творения архитектора самых всевозможных форм не были реализованы на практике, поскольку в тот период развития строительства их было очень сложно воспроизвести. Его идеи были достаточно грандиозны, но вместе с тем непрактичны.

Архитектура эпохи Просвещения

Творчество Клода Николо Леду (1736-1806), в отличие от Булле, в большинстве случаев было реализовано на практике. Но есть также творения, оставшиеся лишь в бумажной версии. В восьмидесятые годы Леду посвящает себя «бумажной архитектуре». Он начинает создавать Пояс застав Парижа – трехметровую стену, длинной 23 км, окружающую весь Париж. При въезде в Париж должны были быть установлены заставы таможни. Однако ее не построили. Современники подвергли критике данное сооружение Леду. Такие постройки вызывали ассоциацию тюремных стен или ограждения кладбищ.

Леду в своих творениях закладывал идею архитектуры, несущей воспитание и просвещение общества. Леду идеализировал мир, как с точки зрения архитектора, так и с точки зрения философа.

В своей книге «Архитектура, рассмотренная с точки зрения искусства, нравов и законодательства» Леду изложил идею идеального города будущего, который он назвал Шо. Данный проект принес славу архитектору.

Архитектура России в эпоху Просвещения

Архитектура России эпохи Просвещения формировалась под веяниями Запада. Западноевропейское барокко легло в основу русско-византийского стиля в архитектуре, выраженного в нарышкинском стиле зданий Москвы. Этот стиль был назван в честь семьи Нарышкиных, из которой вышла мать Петра I, Нарышкина Наталья. Ярким архитектурным строением данного периода является церковь Покрова в Филях, построенная в конце XVII столетия и сохранившаяся до сегодняшнего дня.

Окончательный отказ от византийской архитектуры наблюдается при построении Санкт-Петербурга – новой столицы Петра I. Этот город возводился в стиле петровского барокко. Яркие архитектурные строения этого стиля – Петропавловский собор и усыпальница Романовых.

Первый архитектор Санкт-Петербурга – итальянец Доменико Трезини. Вместе с нашими мастерами, одним из которых был Иван Зарудный, они возводили архитектуру Петербурга. Сам Петр I создавал эскизы некоторых зданий этого города.

Замечание 3

В эпоху правления дочери Петра I Елизаветы барокко в России находит свое максимальное развитие в работах русских мастеров Саввы Чевакинского и Дмитрия Ухтомского.

Одновременно с нашими мастерами творят и европейские специалисты. Одним из ярких представителей является Антонио Ринальди. Ярчайшие архитектурные творения были созданы архитектором Растрелли, это Зимний дворец, Петергоф, Строгановский дворец, Смольный монастырь и очень много других произведений архитектуры.

Когда начинает править Екатерина Великая на смену барокко приходит классицизм, считающийся вторым основным направлением Просвещения. Растрелли перестает создавать шедевры барокко. Представителями русского классицизма являются Василий Баженов, Карло Росси, Михаил Казаков и Джакомо Кваренги.

Источник