Арабская архитектура
Арабская архитектура
- Развитие арабской архитектуры
- Особенности арабской религиозной архитектуры
- Гражданская архитектура
Несмотря на то, что арабская культура уходит своими корнями еще во времена Римской Империи, возникновение и становление арабской цивилизации происходило в ходе распространения ислама. Именно религия стала связующим звеном и двигателем всего в жизни арабского общества, и архитектура не является исключением. Значительный толчок арабской архитектуре дала потребность в постройке религиозных зданий. При этом арабские архитекторы, вынужденные начинать с нуля из-за отсутствия необходимых знаний, заимствовали многие решения у персов, в частности особенности зороастрийских храмов. Такая зависимость четко прослеживается в конструкции мечетей — постройка разделена на две отдельные части, включающие саму молельню и примыкающий к ней двор, где находится обязательный колодец для ритуального омовения. Сам двор окружался колоннами, а молельня обязательно примыкает со стороны, что обращена в сторону Мекки.
Молельня представляет собой обширное пространство, разделенное колоннами. В одной из стен имеется ниша, где хранится Коран. В основном квадратном объеме предусмотрены четыре стены, на которые опирается купол, но в угловых частях часто используются арочные конструкции. Вообще арки — это визитная карточка арабской архитектуры, их насчитывается очень много разновидностей, но наиболее популярными являются стрельчатые и подковообразные арки. В большинстве случаев возле мечети имеется один или несколько минаретов, откуда производится азан — традиционный призыв к намазу.
В арабской архитектуре очень часто встречаются обязательные конструктивные элементы, такие как пештак, айван.
Определение
Пештак — это портал в виде прямоугольника, стоящего вертикально, распространенный в большинстве мечетей, мавзолеев и других общественных зданиях в странах Ближнего Востока.
В передней части пештака в большинстве случаев имеется айван.
Определение
Айван — стрельчатая арка, открытая с одной стороны и имеющая три стены. Также айваном называется любой сводчатое помещение, имеющее одну открытую стену.
В качестве основного строительного материала в арабской архитектуре использовался кирпич из обожженной глины, но также широко применялись и каменные материалы, такие как песчаник, известняк или гранит. Для отделки использовались гипс, дерево, а также поливная керамика (майолик, фаянс). Некоторые отделочные элементы, например небольшие колонны, воспринимающие нагрузку от сводов, для укрепления конструкции могли облицовываться мрамором. Но такой подход использовался только в регионах, где имелось сильное влияние европейских архитектурных традиций: Испания, Мавритания, Левант и Северная Африка.
Развитие арабской архитектуры
Несмотря на схожесть арабской и испано-арабской культур, их архитектуры имеют ряд своих уникальных особенностей. В арабской архитектуре очень много заимствований из соседних культур, с которыми контактировали семитские народы: Ассирии, Шумера, Вавилона, Персии. Именно от них были взяты своды из гипса, украшенные ячейками и выступами в форме пирамиды или сталактитов, оригинальная штукатурка с богатой лепниной, покрывающая внутренние стены в помещениях и многое другое. Также прослеживается сильное влияние Византии, с которой у арабов, несмотря на постоянные войны, были тесные торговые и культурные связи.
Особенности арабской религиозной архитектуры
Традиционная арабская мечеть состоит из одного, реже нескольких нефов и михраба – специальной ниши в стене, указывающей направление на Мекку. Они облицовываются керамической плиткой, хотя в ряде случаев возможно использование и других отделочных материалов. К примеру, в мечети Кордовы для отделки использовалась стеклянная мозаика.
Архитектонические элементы зданий имели форму в виде подковы, но нередки случаи, когда строители использовали материалы от других зданий, например колонны от греческих, римских и византийских храмов. Изначально для капителей использовался коринфский ордер, но по мере развития архитектуры он усложнялся и впоследствии до гранадского и насридского стиля выделяют особую «арабскую» форму коринфского капителя.
Арабские строители старались не допускать, чтобы стены были гладкими и не использовали монотонные орнаменты. Поэтому зачастую для украшения стен применялись рельефные гипсовые, керамические или мраморные плитки и пластинки. Так как ислам запрещает изображения людей и животных, в орнаментах использовались только геометрические или растительные мотивы, впоследствии получившие название арабески. Для того, чтобы подчеркнуть рельефность орнамента, использовалась заливка углублений, чаще всего пурпурным или темно-синим цветом, а выступающие детали покрывались позолотой. Такой прием позволял сделать орнамент более живым и ярким.
Нужно понимать, что в отличие от христианских церквей и соборов, мечети являлись не только храмом, но и общественным местом, где часто происходили массовые собрания людей. Именно в мечетях зачитывали указы правителей и провозглашали важные события, здесь проходили уроки богословия, так как учебные заведения «медресе» находились только при мечетях.
Гражданская архитектура
В гражданском и жилом строительстве использовались практически те же приемы, что и в религиозном. В арабской архитектуре мало многоэтажных зданий — в основном это одно- или двухэтажные постройки с центральным двором, окруженным арками и фонтаном. Фасад здания не имеет окон, а улицы специально строились узкими, чтобы обеспечить хотя бы какое-то укрытие от жары для людей.
Источник: https://spravochnikvs.com/arabskaya_arhitektura