Арабская архитектура

  1. Развитие арабской архитектуры
  2. Особенности арабской религиозной архитектуры 
  3. Гражданская архитектура

Арабская архитектура

Несмотря на то, что арабская культура уходит своими корнями еще во времена Римской Империи, возникновение и становление арабской цивилизации происходило в ходе распространения ислама. Именно религия стала связующим звеном и двигателем всего в жизни арабского общества, и архитектура не является исключением. Значительный толчок арабской архитектуре дала потребность в постройке религиозных зданий. При этом арабские архитекторы, вынужденные начинать с нуля из-за отсутствия необходимых знаний, заимствовали многие решения у персов, в частности особенности зороастрийских храмов. Такая зависимость четко прослеживается в конструкции мечетей — постройка разделена на две отдельные части, включающие саму молельню и примыкающий к ней двор, где находится обязательный колодец для ритуального омовения. Сам двор окружался колоннами, а молельня обязательно примыкает со стороны, что обращена в сторону Мекки.

Молельня представляет собой обширное пространство, разделенное колоннами. В одной из стен имеется ниша, где хранится Коран. В основном квадратном объеме предусмотрены четыре стены, на которые опирается купол, но в угловых частях часто используются арочные конструкции. Вообще арки — это визитная карточка арабской архитектуры, их насчитывается очень много разновидностей, но наиболее популярными являются стрельчатые и подковообразные арки. В большинстве случаев возле мечети имеется один или несколько минаретов, откуда производится азан — традиционный призыв к намазу.

В арабской архитектуре очень часто встречаются обязательные конструктивные элементы, такие как пештак, айван.

Определение

Пештак — это портал в виде прямоугольника, стоящего вертикально, распространенный в большинстве мечетей, мавзолеев и других общественных зданиях в странах Ближнего Востока.

В передней части пештака в большинстве случаев имеется айван.

Определение

Айван — стрельчатая арка, открытая с одной стороны и имеющая три стены. Также айваном называется любой сводчатое помещение, имеющее одну открытую стену.

В качестве основного строительного материала в арабской архитектуре использовался кирпич из обожженной глины, но также широко применялись и каменные материалы, такие как песчаник, известняк или гранит. Для отделки использовались гипс, дерево, а также поливная керамика (майолик, фаянс). Некоторые отделочные элементы, например небольшие колонны, воспринимающие нагрузку от сводов, для укрепления конструкции могли облицовываться мрамором. Но такой подход использовался только в регионах, где имелось сильное влияние европейских архитектурных традиций: Испания, Мавритания, Левант и Северная Африка.

Развитие арабской архитектуры

Несмотря на схожесть арабской и испано-арабской культур, их архитектуры имеют ряд своих уникальных особенностей. В арабской архитектуре очень много заимствований из соседних культур, с которыми контактировали семитские народы: Ассирии, Шумера, Вавилона, Персии. Именно от них были взяты своды из гипса, украшенные ячейками и выступами в форме пирамиды или сталактитов, оригинальная штукатурка с богатой лепниной, покрывающая внутренние стены в помещениях и многое другое. Также прослеживается сильное влияние Византии, с которой у арабов, несмотря на постоянные войны, были тесные торговые и культурные связи.

Особенности арабской религиозной архитектуры

Традиционная арабская мечеть состоит из одного, реже нескольких нефов и михраба – специальной ниши в стене, указывающей направление на Мекку. Они облицовываются керамической плиткой, хотя в ряде случаев возможно использование и других отделочных материалов. К примеру, в мечети Кордовы для отделки использовалась стеклянная мозаика.

Архитектонические элементы зданий имели форму в виде подковы, но нередки случаи, когда строители использовали материалы от других зданий, например колонны от греческих, римских и византийских храмов. Изначально для капителей использовался коринфский ордер, но по мере развития архитектуры он усложнялся и впоследствии до гранадского и насридского стиля выделяют особую «арабскую» форму коринфского капителя. 

Арабские строители старались не допускать, чтобы стены были гладкими и не использовали монотонные орнаменты. Поэтому зачастую для украшения стен применялись рельефные гипсовые, керамические или мраморные плитки и пластинки. Так как ислам запрещает изображения людей и животных, в орнаментах использовались только геометрические или растительные мотивы, впоследствии получившие название арабески. Для того, чтобы подчеркнуть рельефность орнамента, использовалась заливка углублений, чаще всего пурпурным или темно-синим цветом, а выступающие детали покрывались позолотой. Такой прием позволял сделать орнамент более живым и ярким.

Нужно понимать, что в отличие от христианских церквей и соборов, мечети являлись не только храмом, но и общественным местом, где часто происходили массовые собрания людей. Именно в мечетях зачитывали указы правителей и провозглашали важные события, здесь проходили уроки богословия, так как учебные заведения «медресе» находились только при мечетях.

Гражданская архитектура 

В гражданском и жилом строительстве использовались практически те же приемы, что и в религиозном. В арабской архитектуре мало многоэтажных зданий — в основном это одно- или двухэтажные постройки с центральным двором, окруженным арками и фонтаном. Фасад здания не имеет окон, а улицы специально строились узкими, чтобы обеспечить хотя бы какое-то укрытие от жары для людей.

Источник: https://spravochnikvs.com/arabskaya_arhitektura