Ар-нуво

1. История зарождения ар-нуво
2. Основные принципы ар-нуво
3. Завершение ар-нуво

Ар-нуво

Стремительно возникший стиль ар-нуво, который в разных странах назывался также модерн (Россия), стиль Глазго (Британия), тиффани (США), либерти (Италия) и югендштиль (Германия), просуществовал более двадцати лет и является достаточно значимым и вместе с этим сложным направлением в искусстве.

Его влияние распространялось как на архитектуру, так и дизайн, в том числе самых обычных товаров. Ар-нуво считается переходом к совершенно новому художественному направлению, поэтому за относительно короткую историю своего существования он положил начало целой художественной эпохе.

Одним из наиболее значимых событий в истории становления ар-нуво является открытие магазина-галереи Зигфридом Бингом в Париже под названием Maison de l’Art Nouveau в 1895 году. Здесь впервые была представлена коллекция художественных изделий исключительно в этом стиле.

История зарождения ар-нуво

Конец XIX столетия характеризовался модернизацией старых исторических стилей. Базировавшиеся на античных формах и традициях академизм, неоклассицизм и ампир, повторявшая средневековую архитектуру псевдоготика – эти стили на тот момент устарели и архитекторы искали новые образы, акценты и формы.

Первой архитектурной постройкой, выполненной в стиле ар-нуво, считается возведенный в 1893 году особняк профессора Тасселя. Примерно в это же время ар-нуво распространяется в Мюнхене и Вене, а затем по всей Европе и в США. Пика популярности модерн достигает в 1900 году, после проведения Всемирной выставки в Париже.

Основные принципы ар-нуво

В отличие от прежних стилей, ар-нуво в первую очередь предназначался для максимального использования в декоративно-прикладном направлении, поэтому идеально подходил для оформления утилитарных бытовых вещей, делая их более эстетичными.

Замечание 1

Своей популярностью ар-нуво обязан тем, то предназначался не для аристократии и высших сословий, а для широких слоев населения.

Стиль ар-нуво характеризовался ассиметричными, волнообразными и скругленными линиями, стилизацией под растительные мотивы, применением экзотических материалов (кость, древесина, шелк, кожа), а также использованием национальных мотивов и традиций.

Благодаря распространению в строительстве бетона, у архитекторов появилась возможность создавать и применять изогнутые арки и увеличивать этажность зданий. Декоративные деревянные элементы постепенно вытесняются стеклом и металлом, а классические формы сменяются античными колоннами, портиками, фронтонами и пилястрами.

Завершение ар-нуво

В 1914 году, с началом Первой Мировой войны, легкомысленный и жизнерадостный ар-нуво потерял свою актуальность, поэтому за считанные месяцы он просто исчез, а интересы общества обратились в другое направление.

Изменение политической ситуации и крушение империй, установление новых мировых порядков, появление более современных материалов и технологий, новая ступень развития человеческого общества с доминирующим средним классом – все это привело к тому, что возникла потребность в новых художественных направлениях. Тем не менее, в конце 1950-х годов интерес к ар-нуво вернулся и до сих пор этот стиль пользуется определенной популярностью в различных сферах.

Известные архитекторы ар-нуво

  • Виктор Орта, Бельгия. Наиболее известными творениями этого архитектора является особняки профессора Тасселя и Этвелде в Брюсселе. «Визитной карточкой» Орта являлись использование витых опорных элементов из металла, стеклянные купола, применение передовых на то время электрических осветительных приборов.
  • Эктор Гимар, Франция. Гимар считается «пионером промышленного дизайна», а самым известным его проектом являются входные павильоны парижского метрополитена, дизайн которых был разработан Гимаром в кратчайшие сроки. В своих проектах архитектор использовал растительные мотивы, положив начало органогенным формам и флоральному течению в европейском искусстве.
  • Антонио Гауди, Испания. Несмотря на то, что на заре своей карьеры Гауди являлся поклонником неоготики, вскоре он переключается на модерн, обогащая его собственными уникальными приемами. Его дома Винсенс, Каса-Бальо и Каса-Мила, парк и винные погреба Гуэля, часовня и крипта Гуэля, а также знаменитый храм Саграда-Фамилия включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ар-нуво
Рисунок 1. Парк Гуэля

  • Отто Вагнер, Австрия. Основоположник сецессиона, австрийского направления в ар-нуво. Одним из самых известных проектов Вагнера является здание Австрийского почтового сберегательного банка, фасад которого облицован массивными каменными панелями, крепящимися на декоративные металлические болты. Для обеспечения естественного освещения цокольных помещений, Вагнер выполнил пол первого этажа из стекла. В интерьере банка используются элементы из белого металла, освещение и вентиляция выполняют не только функциональную, но и декоративную роль.

Ар-нуво
Рисунок 2. Австрийский почтовый сберегательный банк

Источник