Анимистическая концепция Э. Тайлора 

Анимизм: понятие

В представлении наших древних предков душу имело все: небо, солнце, гром, радуга, реки, камни, леса, деревья и т.д. Первым ученым, внедрившим этот термин в научное сообщество, был Эдуард Тайлор этнолог и культуролог, который подразумевал под ним первоначальную стадию формирования религии у первобытных племен. Анимизм – это неотъемлемая часть первобытной культуры.

Определение 1

Анимизм – в переводе с латинского душа (Animus) – это наделение предметов душой, вера в то, что предметы имеют душу.

Э. Тайлор выделил две ключевые характеристики анимизма:

  • верования о душах и духах, связанных с телом человека;
  • верования в духов, ведущих независимое существование. 

Сущность анимизма по Тайлору

Согласно воззрениям Тайлора, любые религии, будь то примитивные либо развитые, берут свои истоки в анимистических убеждениях. Анимизм, по его мнению, – это минимум религии. Этнолог, собрав и исследовав огромное число этнографических материалов и исторических данных, выдвинул заключение, что все нации связаны друг с другом в возрастающий в прогрессии ряд. 

Тайлор, исследуя первобытную мифологию и религию, использовал термин «анимизм». Тайлор утверждал, что первобытное общество уже в те времена имели самобытное представление о душе, способной покидать тело. На основе этого, зародилась идея, подразумевающая отдельно существующие духовные субстанции, духи, которые олицетворяют природные силы. 

Также, культуролог привел убедительные свидетельства того, что анимизм обусловлен фетишизмом – верованием в сверхъестественные возможности неодушевленных вещей, а также тотемизмом – верованием в сверхъестественную взаимосвязь человека и общности людей с животными «собратьями», флорой и неодушевленными вещами. 

Таким образом, установилась связь религиозных культов и верований, сыгравших ведущую роль в формировании духовности и развитии культуры. Ученые религиоведы и этнографы выдвинули предположение, что до анимизма доминировало верование во всеобщую одухотворенность природы. 

Характеристика и сущность анимизма в других концепциях и верованиях

Анимизм рассматривается также как представление о безличностной силе, оживотворяющей природу, воздействуя на бытие человека. Эта сила заключала в себе удачу для людей.

Пример 1

Например, духи природы могли покровительствовать целым семьям, нациям, племенам, общинам.

Духи были наделены собственными именами. В их мире имелась иерархия, состоящая из более и менее важных духов. Особенность мышления древних людей нашла свое выражение в мифологии, помогающей им объяснить необъяснимые вещи, явления и события. 

Термин «анимизм» впервые в 1709 году употребил в своих научных трудах германский ученый Георг Шталь, давший ему следующее определение: вера в душу в качестве безличного начала, является базисом и обеспечением всех жизненных процессов.

Современные исследования рассматривают анимизм как верование в существование нематериальных духов. Анимизм – это первая всеобщая религия. Черты анимизма просматриваются у всех первобытных общностей, живущих на разных континентах. В наше время поклонение духам также является неотъемлемой составляющей верований различных народностей.

Пример 2

Например, в племенах, обитающих в Центральной Индии, существует верование в духов, населяющих джунгли, реки и горы. Обитатели Андаманских островов имеют собственные представления о духах, покровительствующих природным силам и явлениям: ветру, течению, солнцу. 

Анимисты веруют в то, что человек может продолжать жить в загробной жизни, так как совместно с физическим миром существует и потусторонний мир. После смерти людей, их души отправляются либо в загробное царство, либо вселяются в предметы или животных. Именно поэтому большинство ритуалов связано с задабриванием духов, дабы они не могли и не стали вредить человеку. Таким образом, центральная идея анимизма – это перевоплощение –  душа вне тела может переродиться в другом человеке или животном.