Взаимосвязь объекта и предмета педагогики
Взаимосвязь объекта и предмета педагогики
1. Объект и предмет педагогической науки
2. Предмет педагогики
3. Объект педагогики
4. Вариативность мнений относительно предмета и объекта педагогики
Осознание себя частью социума, а также понятие про существование духовной и физической жизни формируется благодаря науке. Именно ученые рассматривают различные аспекты человеческого бытия. Через понятия можно передавать знания, накопленные богатым опытом, а также результаты созерцания мира, наблюдений и последующих выводов.
Способы, через которые люди выражают суть понятий, различны:
- В искусстве они отображаются в мелодиях и образах, которые были воплощены музыкантами, певцами. Данная категория охватывает художников, живописцев и литераторов;
- Религиозная составляющая человеческой жизни воплощает в себе глубинные утверждения, ценности социума и каждого отдельного человека. Такие постулаты составляют суть веры и разумности действий;
- С помощью научных фактов можно наблюдать и констатировать процессы, происходящие вокруг человека.
Для того, чтобы лучше их понять, ученые выделили закономерности изучаемых фактов.
Вся сложность и разнообразие природных явлений, а также психических и социальных процессов отображается в научных постулатах, догмах, законах. Знания, накопившиеся в результате изучения человечеством, как окружающего мира, так и самих людей, передаются на протяжении долгого времени. Накопившийся опыт изучается последующими поколениями и является частью житейской практики.
Объект и предмет педагогической науки
Без воспитания общество не развивается, и поэтому во всем мире изучаются его закономерности, изобретаются наиболее эффективные способы помочь развитию ребенка как личности. Процесс воспитания, как передача накопленного опыта от одного поколения к другому, изучается учителями, воспитателями. Это и является предметом педагогики. Вопрос образования затрагивается также и другими науками, в том числе, философией, психологией, социологией и даже экономикой.
Другие науки не затрагивают аспектов обучения, а также взаимодействия между учениками и педагогами. Это сфера изучается именно педагогикой, которая рассматривает каждодневное обучение как процесс, требующий анализа, совершенствования, внедрения новых методов и технологий.
Предмет педагогики
В процессе обучения происходит обмен знаний между учениками и педагогами. В результате дети усваивают систему норм и ценностей общества, знания по предметам, а также формируют коммуникативные навыки. Таким образом, предметом педагогики является единый педагогический процесс обучения. Данное научное направление охватывает изучение закономерностей процесса обучения и воспитания, исследует природу возникающих явлений относительно усвоения знаний. Изучение вышеназванных вопросов позволяет выявить дальнейшие перспективы педагогического воспитания.
Практические задания педагогики можно выразить в следующих пунктах:
- Совершенствование технологии образовательного процесса, постоянное развитие теоретической базы наук;
- Разработка методов и форм работы педагогов и учеников;
- Налаживание процесса взаимодействия между учениками.
Объект педагогики
Как человек встраивается в общественный процесс и что определяет его развитием, называется объектом педагогической науки. Также под данным понятием понимают целостную систему, в результате воздействия которой формируется личность.
Ученые, рассматривающие объект педагогики, сходятся во мнениях относительно того, что наука про обучение и воспитание рассматривает не самого человека, а процесс его развития. В том числе, педагог А.С.Макаренко в 1922 году высказал мнение о том, что объектом изучаемой им дисциплины можно считать сам явления и процесс, но не человека.
Как и в других дисциплинах, в данной научной сфере непрерывно проводятся исследования. Они направлены на выявление наиболее эффективных методов и способов преподавания. Именно это является итоговым результатом изучения педагогики, ее предмета и объекта. Перед исследователем могут ставиться различные цели, а сам процесс поиска нового предполагает использование оптимальных путей в решении поставленных задач.
Научная педагогика определяет базовые принципы обучения и воспитания, которые положены в основу образовательного процесса. Понятие о том, каким является результат воспитания, отображается педагогами в новых концепциях, технологиях и других разработках. Знания же может применяться как в быту, так и в школе.
Методы семейного воспитания также могут различаться. Это зависит от жизненных позиций родителей, опыта их воспитания, а также культурными нормами. Некоторые семьи используют директивные методы и установки, в других же используется лояльный подход. Однако, не стоит перекладывать ответственность воспитания детей на учебное учреждение. Каждый из взрослых, с которыми взаимодействует ребенок, так или иначе, воздействует на его личность. Поэтому важно выбрать «золотую середину» воспитательного воздействия.
Вариативность мнений относительно предмета и объекта педагогики
Анализируя педагогические процессы, ученые изучают результативность новых технологий и методов обучения. В силу изучения науки о воспитании и передачи знаний детям с различных позиций, мнения авторов по поводу объекта и предмета исследования различаются.
Один из наиболее распространенных взглядов на предмет педагогики предполагает рассмотрение науки с точки зрения процессов, которые происходят регулярно между субъектами обучения. Объектом же является образование, сам процесс обучения и воспитательное воздействие.
Новизна интуитивной педагогики в том, что объектом ее исследования становится именно процесс общения. В качестве предмета ученые рассматривают сам коммуникативный процесс как средство достижения цели в процессе обучения и усвоения знаний.
Учебно-воспитательный процесс двусторонний. С одной стороны, педагоги занимаются изучением наиболее эффективных методов педагогического воздействия. Они учитывают изменения в общественной системе и находят такие способы решения педагогических задач, которые бы максимально удовлетворяли запросы социума. Таким образом, изучаемые дисциплины и воспитательные методы отражают потребности производственной, экономической и правовой сфер жизни общества. В педагогическом процессе учитывается необходимость формирования отношения к социуму и становлению его ментальности.
С другой стороны, происходит выход учебно-воспитательного процесса за пределы образовательного заведения. В изучении любой дисциплины отражаются образ жизни людей, семьи, а также нормы, культурные традиции и критерии жизни социума. Педагогический процесс является сложным явлением, состоящий из поиска методов воспитания, их применения на практике, а также выявления наиболее эффективного способа обучения детей. При всем этом, важной его составляющей является коммуникация субъектов образовательной среды. Любой аспект изучения педагогики касается личности, ее адаптации к социуму и способов развития человека как индивидуальности.