Три уровня социологического знания
Значимость категории уровня социологического знания
Такая категория, как уровень социологического знания, является весьма значимой для представления того, каким образом и из чего именно выстраивается структура социологии как науки. Данным понятием обобщается ступенчатость формирования социологического знания, а также определяется характер и сущность каждой из его ступеней.
Научное познание представляется собой переход от незнания к знанию, от менее полного знания к более полному.
Цель науки состоит в постижении сущности различных явлений, по этой причины процесс исторического развития науки в ходе истории может быть представлен как бесконечный переход от познания сущности порядка n к сущности порядка n + 1. Бесконечным он является по той причине, что не существует границ познания ни в окружающем мире, ни в человеческом мышлении. Ступени социологического знания, с помощью которых соединяются различные уровни познания, добавляя к действующим знаниям новые, представляют собой порядок сущностей любого явления.
Первый уровень социологического знания
Как правило, для фиксации сложности развития социальной среды более всего подходят эмпирические социологические исследования, которые составляют эмпирический уровень социологического знания (создают первую ступень и первый уровень добавления знания в целом и социологического знания в частности. Эмпирическое знание, которое было приобретено таким образом, представляет собой знание первого («низшего») уровня познания в социологической науке. Для более четкого понимания можно представить только что добытый шахтером необработанный алмаз. Следует понимать, что шахтер не просто ищет алмазы, а использует в поисках уже имеющиеся у него знания и опыт.
Второй уровень социологического знания
На следующем уровне социологического знания, как правило, происходит обработка полученного на предыдущем уровне эмпирического материала при помощи различных теоретических методов. Осмысление нового материала на уровне специальных (частных) социологических теорий, которые, как известно, в социологической науке достаточно часто именуют теориями среднего уровня с целью выделения того факта, что в данной ситуации уровень теоретического обобщения остается в своих рамках. Таким образом, в данной ситуации речь идет о теоретическом обобщении различных социальных явлений, признаков, событий в какой-то определенной сфере социальной действительности. Обнаружение сфер социальной действительности произошло в связи с наличием практической потребности в дифференциации социологических исследований по каким-либо признакам, с целью максимально точного представления того, что из себя на практике представляет социальная жизнь общества.
Существует 2 главных признака, по которым дифференцируется деятельность человека.
- По сферам (областям) деятельности или взаимодействия человека с социумом, в котором он живет. Таким образом были сформированы социология семьи, образования, труда, культуры и т.д.
- По связи социологического знания с состоянием или объемом знаний других наук. Таким образом были сформированы социальная психология, экономическая, экологическая, политическая социология, этносоциология, социолингвистика и т.д.
Третий уровень социологического знания
На третьем уровне познания в социологии новых сведений, которые прошли этапы накопления эмпирическим путем и их обработки теоретическими методами, происходит формирование общей социологической теории. Для данного уровня характерным является наивысшая степень обобщения, исходя из того, что именно на нем происходит синтез общих моментов теории среднего уровня, а также обнаруживаются наиболее общие тенденции развития общества как цельной системы, где частные закономерности развития любой из частей уходят внутрь, а после этого могут косвенно воздействовать на процесс развития социума в целом. Степень данного косвенного воздействия в достаточной мере высока, также существенным характером обладает взаимосвязь общей социологической теории с теориями среднего уровня.
Все тенденции, которые были обнаружены теорией среднего уровня, должны гармонично вписаться в общесоциологическую теорию. Через теории среднего уровня требуется прийти к обобщению специальных теорий одного общего класса, выйти на закономерности самого высшего порядка, которые приобретают статус законов развития общества, как целой системы.
Так, существует три уровня познания новых эмпирических сведений в рамках социологического знания, его перехода от конкретного к абстрактному.
Благодаря подобному подходу появляется возможность вести речь о формуле «трехуровневой» структуры социологического знания. К примеру, социология семьи, являющаяся теорией среднего уровня, должна исследовать семью как целостное социальное явление со следующих сторон:
- ее сходства с иными явлениями;
- ее индивидуальных особенностей, только для нее характерных;
- закономерностей ее развития и возможных перспектив.
Значение данного подхода заключается в реальной возможности анализа семьи с точки зрения нескольких теорий среднего уровня.
Вывод
Итак, суммируя изложенные выше сведения, можно заключить, что существует 3 уровня в структуре социологического знания.
- Общесоциологическая теория, в которой содержатся наиболее общие законы развития социума как целостной системы.
- Теории среднего уровня, где содержатся закономерности развития различных отдельных областей, сфер социальной жизни общества.
- Эмпирические исследования. Именно на этом уровне социологическая наука добывает различные новые сведения о социальных процессах, происходящих в жизни общества. В данном случае необходимо обратить внимание на то, что в социологии перед каждым эмпирическим исследованием должно иметь место теоретическое осмысление как общего, так и частного плана сферы социальной жизни, на которую будет направлено данное эмпирическое исследование. В рамках данного уровня речь идет о социальных фактах реальной действительности.