Теории и основные идеи русских педагогов XX века
В данном вопросе рассматриваются российские педагоги и их идеи. К ним относят коллективную теорию А. С. Макаренко и педагогическую теорию В. А. Сухомлинского.
Коллективная теория А. С. Макаренко
Одним из известных педагогов советского времени считается Антон Семёнович Макаренко. Его идеи до сегодняшнего времени продолжают вызывать дискуссии, разные мнения и оценки. Он разработал теорию коллективного воспитания в педагогике, и она стала доминирующей до 1980-х годов.
В 20-30-х годах 20 столетия руководил воспитательными учреждениями «Детская трудовая коммуна имени Ф. Э. Дзержинского» и «Трудовая колония имени А. М. Горького». Начал разработку над собственной теорией воспитания. Главные задачи данной теории были изложены им в работах «Педагогическая поэма», «Книга для родителей» и «Флаги на башнях».
Основные принципы воспитания А. С. Макаренко
Макаренко считал, что воспитывать ребёнка необходимо в коллективе. На основе этого, были выделены основные принципы воспитания А. С. Макаренко:
- Каждый коллектив отличается конкретной системой возможностей и ответственности, соотношением и взаимозависимостью отдельных своих частей.
- Любой человек может вступить в общество через коллектив.
- Важное место в воспитании занимание самоуправление.
- Большую роль играют традиции, обычаи, ценности и стиль взаимоотношений, которые были сформированы в коллективе.
- Каждый коллектив имеет определённую цель, которую нужно выполнить.
- Педагог руководит коллективом и направляет его к цели.
Макаренко обращал много внимания на трудовое воспитание. Он считал, что необходимо давать детям в школе и семье не разовые поручения, а долговременные. Только так можно приучить ребёнка к ответственности за выполненную работу. В теории воспитания Макаренко хорошо проработал соотношение дисциплины и режима. Он считал, что для каждого ребёнка должно быть отдельное наказание или поощрение. Только так они смогут выполнять воспитательную функцию. Иногда наказание обсуждалось всем коллективом.
Макаренко разработал важные вопросы семейного воспитания, к которым относят его структуру, культуру и способы воспитания в семье. Он считал, что лучше изначально воспитать ребёнка правильно, чем перевоспитывать его. Семья является неким коллективом, а поведение родителей определяет успех воспитания детей. Макаренко говорит, что семья является изначальным коллективом в своей «Книге для родителей». В семье все являются полноправными членами, которые выполняют определённые функции и имеют собственные обязанности. На формирование личности ребёнка большое влияние оказывает пример родителей, их действия и отношения между собою. Родители должны проявлять детям свою любовь и быть справедливыми.
Работы Макаренко и его открытия стали основой для развития социальной педагогики. Он не считал нужным применять к детям тюремный режим. Коллективная теория воспитания имела большое значения для педагогики советского периода. Она остаётся актуальной по сегодняшний день и считается одной из главных теорий обучения.
Педагогическая теория В. А. Сухомлинского
В 50-е года 20 столетия В. А. Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, которая основывалась на антропологическом подходе, гармонизации средств и способов преподавательской активности. Он считал, что личность ребёнка – главная ценность в воспитательном и образовательном процессе.
Сухомлинский считал, что большую роль для воспитания ребёнка играет окружение. В своей теории он соединил физический и умственный труд детей на основе поисковой деятельности, преимущества средств познания над собственными знаниями. Основное средство формирование личности Сухомлинский виде в сельскохозяйственном труде. В практическом плане доминировала установка на переживание детей радости от благородного созидательного труда и эстетическую направленность форм и способов производственной активности.
Большой проблемой в начале 1960-х годах для педагога становится воспитание учеников в духе коммунистической идеологии. Сухомлинский считал, что стоит уменьшить контроль коллектива и повиновения ему личности, так как эти факторы не давали человеку развиваться духовно и нравственно. В. А. Сухомлинский утверждает идеи воспитания гуманистической педагогики, которая поднимает человека над коллективом. Воспитание происходило через художественные образы в форме бесед, поучений, наставлений. Эти формы были направлены не только на учеников, но и на учителей.
Сухомлинский считал, что учитель должен создавать с детьми сказки, поэтические и прозаичные миниатюры, которые развивают и учеников чувственно-нравственное мышление.
Школьный коллектив в понимании В. А. Сухомлинского
Сухомлинский хотел создать нравственный школьный коллектив, в котором учителя и ученики работают гармонично и сплочённо. В таких коллективах всегда присутствует понимание и взаимовыручка, не возникают вопросы о наказаниях, регуляторами поведения становятся нравственные нормы и добросердечные традиции. Стимулирующим потенциалом коллектива является то, что каждый ученик способен внести в его нравственную и интеллектуальную систему что-то положительное. Для создания сплочённого школьного коллектива необходима совместная творческая деятельность учеников и педагогов, основой которого было переживание ими красоты природы. Сухомлинский поднимал вопрос эстетического воспитания детей в своей комплексной программе «Воспитание красотой».
В конце 1960-х годов Сухомлинский считал, что личность – это ценность, феномен, который не зависит от притязаний общества. Основные цели обучения: свободное, самостоятельное развитие ребёнка как личности и раскрытие индивидуальности. Педагогический процесс рассматривается как взаимодействие педагога и ученика. В центре того процесса находится ребёнок с его ценностями, интересами, творческими возможностями, которые должны учитывать педагоги.