Постимпрессионизм в качестве нового направления в культуре

История возникновения постимпрессионизма

Определение 1

Под постимпрессионизмом понимают самостоятельное художественное направление, а также условное собирательное название основных направлений европейского искусства конца 19 начала 20 века.

Появление постимпрессионизма связывают с кризисом, в котором оказался импрессионизм в конце 19 века. На 1886 год пришлась первая выставка импрессионистов, но примечательно, что на этой же выставке были представлены первые работы постимпрессионистов.

На протяжении какого-то периода оба направления существовали параллельно, а постимпрессионизм брал у импрессионизма отдельные принципы.

Основные отличия импрессионизма от постимпрессионизма

В основе деятельности художников постимпрессионистов лежал поиск новых методов и средств выразительности. Они стремились преодолеть эмпиризм художественного мышления, и для этих целей отказались от стремления, присущего импрессионистам, изображать сиюминутность или впечатление. Своей задачей они видели осмысление и передачу длительного состояния окружающего мира, отображение сущностных состояний материальной и духовной жизни.

В рамках постимпрессионизма в отличие от импрессионизма был заметен рост интереса к символическим и философским началам искусства. Художники стремились выработать устойчивые идейно-нравственные аксиологические модусы. Новое художественное направление стало отражением новых представлений о динамичности социальной среды и подвижности внутреннего мира личности.

Есть отличия постимпрессионизма от импрессионизма непосредственно в технике. В своей работе постимпрессионисты ушли дальше импрессионистов, в частности, в экспериментах с цветом, формой, линиями — все это стало выражением индивидуальности художника, его мыслей и чувств. В отличие от импрессионизма в постимпрессионизме полностью отрицались догмы, каноны и формы академического искусства.

Однако не существовало какого-то объединения в общую школу постимпрессионистов. Не было также общего метода и общей программы. Художники постоянно искали новые формы, методы и средства выразительности. Это способствовало появлению множества направлений, которые позже объединили в термин «постимпрессионизм».

Творчество Поля Сезанна как представителя постимпрессионизма

П. Сезанн — один из наиболее примечательных художников, представляющих новое художественное течение (наряду с ван Гогом и Гогеном). Сезанн создал уникальные произведения живописи, которые вошли в копилку мирового культурного наследия. Также он обосновал новый художественный метод, а еще — обновил понимание сущности искусства.

Искусство в понимании Сезанна — это не только совокупность способов и методов изображения и не абстрактные рассуждения о красоте и красивом, а в первую очередь метод познания действительности.

Взглядам художника как постимпрессионизма противоречили положение вроде:

  • выразительность как самоцель;
  • выразительность ради самой выразительности;
  • использование каких-либо форм и методов только с целью повышения экспрессивности изображения.

В качестве главной задачи художник видел глубокое изучение действительности, а не изображение краткосрочных впечатлений. Сезанн видел живопись не как искусство, а как способ познания окружающей действительности.

О произведениях Сезанна можно сказать, что в них присутствует лаконичность, простота и пуританская строгость. Все образы и явления подчинены художественному замыслу, чувству общности и полностью оправданы. Вместе с тем, все работы Сезанна обладают индивидуальностью, они наполнены внутренней энергией и противоречиями.

По мере совершенствования собственного стиля Сезанн пытался примирить классичность и современность, строгие каноны и максимально полную свободу самовыражения творческой личности. Все это способствовало формированию индивидуального авторского стиля художника, который был ярким отражением философии постимпрессионизма.

В любом докладе о постимпрессионизме видно, что это термин, который объединяет совокупность различных художественных направлений конца 19 начала 20 века. Все они являлись отражением поиска новых форм и средств искусства в работах выдающихся художников.